Лк., 1 зач., I, 1-25, 57-68, 76, 80: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения,-тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло в праведном семействе священника Захарии и жены его Елисаветы. Они были бездетны и в преклонном возрасте, но, не теряя надежды, изливали свои просьбы о даровании ребенка в молитве. Безусловно, они помнили, что у Авраама и Сарры, долго не имеющих детей, родился Исаак, а у Елканы и Анны - Самуил. И в том, и в другом случае рождение дитя был чудным явлением, предвозвещенным родителям от Бога. Одна чета узнала о рождении сына от Святой Троицы, явившейся в виде Трех Ангелов, а другая – почувствовала долгожданный ответ в молитве. Усиленные молитвы Захарии и Елисаветы также имели свой плод, но Господь исполнил их просьбу не сразу, ибо ведал, что за дивный сын родится у них. Об Иоанне Сам Христос скажет впоследствии: "Из рожденных женами не восставал больший».
Какое же назначение было предписано Иоанну при рождении? Об этом сказал его отец Захария, просвещенный Духом Святым: «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорливым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».
Лишь тогда, когда приблизилось время Боговоплощения, возникла необходимость рождения и Предтечи, который должен был приготовить народ к пришествию Спасителя. Кроме того, рождение Иоанна от бесплодной и престарелой матери, Иоанн Златоуст также связывает с рождением Иисуса Христа. Ведь зачатие Иоанна Крестителя приготовляло людей и к той мысли, что и Дева, никогда не знавшая мужа, может родить: "...старица осязала перворожденное дитя, и бесплодная неожиданно родила, чтобы поверили Деве, рождающей сверх естества. То и другое ново и необыкновенно, потому что и бесплодная, и Дева - неожиданные матери".
Иоанн Креститель был рожден на шесть месяцев раньше Иисуса Христа — в день летнего солнцеворота, совпадавшим с древним языческим праздником Купалы. До сих пор малопросвященные люди смешивают языческое с христианским, присоединия праздник Купалы к празднику святого Иоанна Крестителя. Однако, празднуя день Ивана Купалы, они не оказывают этим почтения великому пророку, а лишь оскорбляют его различными языческими обрядами, прыганием через огонь, собиранием трав для оберегов, поклонением разным богам. Есть на этих праздниках и волхв, и жрец, а праздник любви часто превращается в открытые вакханалии. Горько смотреть на это бесчинство, особенно во дни поста. И если вы знаете, что ваш знакомый празднует Ивана Купалу, даже не зная о святом Крестителе – предупредите. Никакой чертополох, плакун-трава, собираемые в эту ночь, не имеют чудесной силы, разве только нечистую. И зацвевший папоротник не поможет отыскать клад. И от зажженного колеса солнце не пойдет на убыль. Грешно боготворить силу воды и теплоту солнца, верить в то, что Купала сокрыт в воде, огне и в травах. У нас есть истинный Бог, Господь наш Иисус Христос, пришествие которого предвозвестил пророк Иоанн.
За каким солнцем нужно еще наблюдать, когда истинный свет изливается от Бога? “ Мрак грехов и ночь неверия покрывали весь мир, и люди не могли взирать на Солнце правды, говорит блаженный Августин, то св. Иоанн послан был наперед, как светильник, чтобы сердечныя, помраченныя злобою до того, что немогли сносить великаго истиннаго Света, привыкли сперва к слабому сиянию светильника, и тогда уже смотрели на небесный Свет, пришедшiй к нам во Христе... Еслибы Господь и Спаситель наш, Который есть истинный Свет, не послал наперед святаго Иоанна, как светильника, то целый мир не мог бы снести сияния света Его”.
Святой Иоанн Предтеча знаменовал собой переход между двумя Заветами, и хотя взоры многих были устремлены на Крестителя, но он направлял их ко Христу. Рождением одного было указано рождение другого. Недаром святой Иоанн Предтеча - единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. Даже имя свое он получил не по традиции евреев называть младенца именем какого-нибудь родственника, а по определению Божию. Иоанн значит «Божия благодать» или «Божие благословение». Своим рождением он также принес благодать в свой дом: разрешился грех отца, отверзлись уста после долгой немоты за допущенное неверие, и дух Захарии обрел свободу, делаясь способным возвещать тайны Божии и благословлять Бога: «Благословен Господь Бог… Он посетил народ Свой и сотворил избавление ему».
Присоединимся к этой великой радости и мы, славя Бога и величая славного Крестителя Господня Иоанна: «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодови рождество твое».
Комментариев нет:
Отправить комментарий