22 апр. 2010 г.

Неделя святых отцев шести Вселенских Соборов

Ин., 56 зач., XVII, 1-13: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Эти слова были сказаны Господом при Своих верных учениках, в молитве к Отцу, в которой Он дает апостолам пример великой любви и всепрощения. Желая показать, что Он идет на страдания по собственной воле, Христос говорит: "Отче, пришел час". Предстоящее дело, связанное со страданием Он называет славою, и не только Своей, но и Отчей. Эта слава состоит в том, чтобы уверовала и была облагодетельствована всякая плоть. Свт. Феофилакт Болгарский пишет так: «благодать не ограничится одними только иудеями, но прострется на всю вселенную». Ранее Он говорил ученикам «на путь к язычникам не ходите" (Мф. 10, 5), но это более означало путь языческий, по которому не следует идти, чем дорогу к ним, хотя и она может быть опасна, если нет твердости веры. Утвердив же учеников в вере, Господь посылает их на проповедь во все концы мира, да познают все истинного Бога.

Назвав Отца "единым истинным Богом", Христос показал и Свое отличие от лжеименных богов языческих, поскольку никогда не отделял Самого Себя от Отца. Впоследствии, когда разовьются многие ереси Ария, Македония, Нестория, Евтихия, Аполлинария и других еретиков, которые будут порочить имя Божие, присваивать Богу свойства человека, а человеку – Бога, то святые отцы будут вспоминать именно те слова, которые говорил Сам Иисус Христос. Святые отцы первых шести Вселенских Соборов в большей мере, чем все остальные, потрудились над этим, защищая догматы Церкви на основе Св.Писания и учений великих отцов Церкви.

Первый Собор утвердил учение о единстве и равночестности Лиц Святой Троицы, истинности Божества Сына, рожденного от Отца прежде всех веков; изложил 7 членов Символа Веры, второй Собор – дополнил их, затронув тему о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века, утвердил догмат о единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Сыном. Третий Собор опроверг еретическое учение о том, что Иисус Христос не совершенный Бог и Человек, в то же время доказав значение благодати Божией для делания добра и достижения блаженства. Четвертый Собор утвердит догмат о том, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, по божеству вечно рождающийся от Отца, а по человечеству родившийся от Пресвятой Девы, поэтому подобен нам во всем, кроме греха. При воплощении божество соединилось с человечеством во Христе, как едином лице, но неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Пятый Собор не только подтвердил ложность прежних еретических учений, но и наложил анафему на Феодора Мопсеутского, осудил учение пресвитера Оригена о предсуществовании человеческих душ, а также еретиков, не признававших общее воскресение мертвых. Шестой Собор раскрыл сложный догматический вопрос о воли и действовании во Христе. Признание двух воль и двух действий во Христе пресекло попытки еретиков утверждать, что человечество Христа было лишь пассивным орудием в руках Божества. Доказательство обожения человеческой воли во Христе, благодаря учениям святых отцов, показало возможность обожения и нашей воли, имеющей активную роль в деле нашего спасения. Решение Собора было следующим: «Как всесвятая и непорочная одушевленная плоть Его (Господа), будучи обожжена, не уничтожилась, но оставалась в своем собственном месте и положении, так и Его человеческая воля, будучи обожжена, не уничтожилась, но сохранилась … Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно и неслитно».

Таким образом, на примере деятельности святых отцов шести Вселенских Соборов, наиболее ярко исполнилась слова Господа нашего Иисуса Христа: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

В 16-й день июля, если случится неделя, служба святых отец совершается в эту неделю; если же в среду или вторник, служба совершается в предшествующую неделю; если в четверг - в следующую неделю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий