18 дек. 2009 г.

Неделя 29-ая по Пятидесятнице


Лк., 85 зач., XVII, 12-19: И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Во время земной жизни Господа Иисуса Христа проказа была распространенной болезнью, на которую иудеи смотрели как на наказание Божие. Проказа обезображивает тело человека страшными язвами и струпьями, так что постепенно гниет все тело, отваливаются пальцы, кисти рук, а лицо превращается в бугристую оскаленную маску. Эта болезнь является заразной, поэтому прокаженных удаляли от своих жилищ. Только после исцеления священники обязаны были освидетельствовать их и очистить окроплением, омовением одежд и всего тела, острижением волос и принесением жертвы Господу.
Сколь велики были страдания прокаженных можно видеть из жития св. Иова Многострадального, который хоть имел великие добродетели и чистое сердце, но и ему тяжело было смириться с болезнью, отвержением, презрением. Нужно было пройти горнило испытаний, чтобы выйти чистым, с чистой душой и телом. Он смог сделать это, смог благодарить Бога за все, смог побороть ропот и обрести мир в душе.
Что было с десятью евангельскими прокаженными легко представить, зная как трудно человеку бороться с грехами в тяжелой болезни. И все же каждого из 10-и болезнь смиряла. Мы не видим здесь вражды между самарянином и иудеями, поскольку болезнь отодвинула все преткновения в вере и общении друг с другом. Они вместе как единый организм просят Господа: «Помилуй нас!» Кто еще может помиловать человека, отверженного своим народом, как не Бог, любящий каждое Свое создание? В то время как вид прокаженных вызывал у многих отвращение, Иисус с любовью отвечает им: «пойдите, покажитесь священникам». Господь не сразу исцеляет их, но в дар за веру, которую они возъымели к Нему, ибо никто не спросил, не сказал,  но тотчас все пошли по слову Господню в надежде очиститься. И очистились по дороге.
Евангелие не указывает нам, успел ли самарянин дойти до священника или вернулся к Иисусу сразу после того, как увидел себя исцеленным, - здесь важно другое. Он был самарянин, такой же идолопоклонник как и все самаряне, принадлежащие, можно сказать, к секте, но очистившийся в болезни от своего греха и воздавший благодарение своему Целителю, Господу нашему Иисусу Христу. Скорее всего, самарянин не дошел до своего священника, ибо самаряне создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому, но отверженное Богом, и после исцеления он почувствовал, где истина, вернувшись к Самому высшему Первосвященнику – Христу. Как отмечает свт. Филарет Московский, самарянин не остался самарянином, отвергнув все свои прошлые заблуждения.
Где же девять? Девять очистились по закону Моисееву и пошли в свои дома, славя Бога. Но в Иисусе Христе Бога они не познали. Впоследствии многие язычники примут христианскую веру, в то время как иудеи не захотят принять Мессию в виде кроткого и смиренного Христа. Именно поэтому исцеленных может быть много, но не всем из них Господь скажет: «Вера твоя спасла тебя».
Вера спасает, вера животворит, вера исцеляет, но не сама по себе, а той силой, которая дается Богом. Чем больше человек благодарен Богу, тем легче он переносит скорбь. Преп. Никон Оптинский говорил так: «Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и пр., и пр.), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего — дьявола, внушающего ему все это зло и желающего погубить его, иногда довести даже до самоубийства, т.е. верной гибели. Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение, — смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя, это значит: приими все случающееся с тобой, как от руки Божией, а не от человеков, ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства — только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают… Надо просить у Господа: «даруй ми зрети моя прегрешения». Если получим этот дар — зрети свои грехи, почувствуем всю их тяжесть, всю неприемлемость Богом человека с грехами, необходимость получить от Господа прощение их и очищение прокаженной души нашей силою Божией — тогда припадем ко Господу, восплачемся пред Ним, как жена-грешница, и будем от всей души взывать, как мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному, прости грехи мои, очисти душу мою прокаженную, не лиши меня Небесного Твоего Царствия, не предай в руки врагов моих - бесов». Аминь.

1 комментарий:

  1. Другие проповеди на эту тему: http://www.verav.ru/common/prop.php?num=40

    ОтветитьУдалить