Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.: В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Благая часть, которая никогда не отнимется от человека, есть та, которая дана в дар за чистое и преданное сердце. Когда человек решается навсегда отдать свое сердце Богу, с того момента и Бог дает Свое обетование пребывать в нем. Такой единый союз с Богом означает взаимную любовь, полную доверия и чистоты.
Пресвятая Дева Мария с раннего возраста была отдана Богу на служение Ему, ибо еще до ее зачатия, Иоаким и Анна, полные надежды на Бога, несмотря на многочисленные оскорбления за свое бесчадие, дали обещание отдать младенца в дар Господу. Иоаким происходил из рода царя Давида. Многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия, потому что Господь обещал Давиду, что из его рода произойдет Спаситель мира. Анна по отцу происходила из первосвященнического Ааронова рода, а по матери - из Иудина колена. Несмотря на то, что сначала была великая скорбь и печаль у праведных родителей, ибо наказанием иудеи считали прерывание царского рода, от которого должен был родиться Спаситель, но все же они не теряли надежды, принося усердные молитвы и добрые дела в дар Господу. Иоаким владел многочисленными стадами. На себя они тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Однако их старания, как и той евангельской Марфы, которая старалась о многом, чтобы угодить Господу, все же долгое время не могли преклонить волю Божию на милость к ним.
Свт. Григорий Палама объясняет это так: «соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая». Такое совершенство могло прийти только от совершенных. Из дома и отечества Давидова такими паведными людьми были лишь Иоаким и Анна, которые, хотя были бездетны, но по своей добродетельной жизни и добрым нравам были лучше всех, происходивших из колена Давидова. Когда Иоаким принес свой дар в Иерусалимский храм, но первосвященник отказался принять его, ссылаясь на закон, запрещающий принимать жертвы от человека, не оставившего наследства в Израиле, Иоаким и Анна предались усиленной молитве. Наверно, никогда в жизни, их молитва не достигала такой высоты и преданности Богу. Ее можно сравнить с той молитвой, которую праотец Авраам произнес у жертвенника, принося в заклание сына. Эта молитва, полная любви к Богу и упования на Него. Это молитва, плодом которой является полное преображение души, которая в борьбе со скорбью получает вожделенное обетование – Бог благословляет праведный род. Так, Ангел отстраняет руку Авраама и приносит Божие благословение Исааку, Архангел Гавриил является праведной Анне и возвещает ей о скором зачатии непорочной Марии.
Когда в своей молитве праведные Иоаким и Анна уподобились быть, как евангельская Мария, сестра Лазаря, и обещали Рожденное, с самого Его детства, посвятить Богу, им была возвещена Богоматерь. «Таким образом, - повествует свт. Григорий Палама, - и целомудрие в соединении с молитвой оплодотворилось, и Пречистая соделалась Родительницею девства, по плоти нетленно родивши Того, Кто по Божеству прежде веков рожден от Бога Отца. И вот, когда праведные Иоаким и Анна узрели, что они были удостоены своего желания и Божие обетование им осуществилось на деле, тогда они, как истинные Боголюбцы, с своей стороны, поспешили исполнить свой обет, данный Богу: привели ныне в храм Божий Это, воистину, Святое и Божественное Дитя-Богоматерь Деву, лишь только Она перестала питаться млеком. А Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу, как бы на самородных крыльях стремясь к священной и Божественной любви, будучи убеждена, что введение Ее в храм - во Святое святых и пребывание в нем есть желанная для Нее вещь».
Интересно, что число высоких ступеней, которые маленькая Мария прошла сама без труда, было 15. Это число связано с богослужебной особенностью - священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм 15 степенных псалмов, поэтому их было ровно столько. Но еще по одной из версий, именно в 15 лет Пресвятая Дева Мария родила Господа нашего Иисуса Христа. По слову предания, первосвященник Захария, встречая младенца, не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел девочку в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию. Как отмечает, свт. Григорий, «первосвященник, увидев, что на Отроковице паче всех пребывает Божественная благодать, пожелал вселить Ее во Святое святых и убедил всех охотно согласиться с этим. И Бог содействовал Деве и посылал Ей через Своего Ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укреплялась по природе и соделалась чище ангелов, имея при этом в служении Небесных духов. И не только однажды Она была введена во Святое святых, но была принята Богом для пребывания с Ним в течение немалых лет: ибо через Нее в свое время имели открыться Небесные Обители и быть дарованы для вечного жительства верующим в чудесное Ее Рождение. Вот, значит, почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, - Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении». Потому впоследствии Господу нашему Иисусу Христу одна из женщин возгласит: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» А Он ответит: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Ибо невозможно было родиться Христу от той, которая бы прежде рождения своего не была бы очищена покаянными молитвами своих родителей и исполнением ими заповедей Божиих. Иисус Христос родился от Девы, воспитанной в чистоте в храме Его, от Той, которую питали Ангелы пищей духовной, и Которая сама стала жилищем Духа Святого за свою добродетельную жизнь.
Прослушать о празднике Введения можно здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий