3 февр. 2010 г.

Неделя о Страшном Суде

Мф., 106 зач., XXV, 31-46: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Страшный Суд начинается с ответа совести о том, что сделала душа в своей жизни доброго и злого. Страшен приговор, потому что честен. Если в жизни человек мог лгать самому себе и другим, оправдывать свое нерадение ко спасению, то в вечной жизни он сделать этого уже не может, находясь в руках правосудия, вечной правды и Истины.

Если в жизни он мог опереться на деньги, власть, авторитет, и даже на своего кумира, на мнение родителей, друзей, начальства, хоть как-то заглушив свою совесть, то теперь сделать это будет невозможно. Те, кто взывал к совести и давал добрый совет – по правую сторону Христа, а те, кто заглушал ее и поощрял грех – по левую сторону Христа. Все в одинаковом положении.

Почему принято выделять правую и левую сторону в таком символическом плане? Позиция одесную всегда считалась наиболее почетной, потому что именно правая сторона традиционно связывается со светлыми силами, а левая — с темными. По правой стороне от Отца изображается Христос. О Богочеловеке сказано и в Символе Веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живых и мертвым, Его же Царствию не будет конца». После Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос восшел на небеса. Слова же «седяща одесную Отца» означают, что Он принял славу и честь Божества, которую отвергли многие люди, отвергшие в Нем Спасителя. Но судить их будет не кто иной, как Христос, Тот самый Христос, Которого они не приняли.

«Утверждая, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - что Христос телесным образом седит одесную Бога и Отца, мы не понимаем правую сторону в пространственном смысле. Ибо как Безграничный может иметь правую сторону, ограниченную местом? Правая и левая сторона принадлежит тому, что ограничено. Но под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, воплотившийся в последние времена, и телесным образом пребывает, поскольку и тело Его участвует в славе. Ибо Ему с Его телом вся тварь воздает единое поклонение».

Итак, Иисус Христос восшел на небо, чтобы вознести падший Адамов образ. Кроме того, как отмечает архим. Юстин (Попович), Христос, сошедший с небес на землю, и долу лежавший в царстве ада, воскресил с Собой Адамово естество, и вознесением Своим возведя на небо, посадил вместе с Собою на престоле Отца Своего. Именно поэтому в данной притче мы видим на Суде и грешников, и праведников, которые взывают с вопросами ко Христу, но в Царстве Небесном остаются лишь те, чья душа оказалась преображенной, обожженной, соединенной со Христом.

Почему же даже праведники не видели в своей жизни, что оказывали благо Самому Христу? Потому, что делая добрые дела, они совершали это от чистого сердца, а только в такое сердце поселяется Христос. Потому, что те, кому была нужна их помощь, сострадали Христу в своем терпении. Более того, тот, кто алкал, жаждал, не имел приюта, нужной одежды, был болен и изгнан, но не роптал, тот был со Христом, и Сам Христос был с ним.

Как же, говорят некоторые, если одеть и накормить богохульника, не вменится это в праведность? Ведь не будет с тем Христос? Но кто ты, чтобы судить другого? Тот, кто говорил хулу, не станет ли по обращении к вере лучше тебя? И, может, твоя милостыня этому человеку спасет его от гибели, от отчаяния и уныния, от голодной смерти. Может, именно с твоего добра начнется его доброта. В каждом человеке есть образ Божий, и в каждое сердце может войти Христос, потому не надо делить других на овец и козлов, когда сами не покорны воли Божией и упрямы, и ненасытны, и горды. Только уповая на милость Божию, можем надеяться на то, что и нам уготовал Бог место в Царстве Небесном. Но для этого надо трудиться и стараться жить по правде.

Об участи же других хорошо сказано в книге Ездры: «Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век, и когда» (3 Езд. 9, 13). Когда призовет нас Господь неизвестно, но быть готовым к этому обязан каждый, изо дня в день совершенствуясь в познании истины и утверждении добра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий