Лк., 7 зач., II, 22-40: А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих сыновей-первенцев на сороковой день после рождения. Это была традиция, уходящая вглубь веков: женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней запрещалось до дня очищения входить в храм Божий. После же того, как была принесена благодарственная и очистительная жертва в виде однолетнего агнца и молодого голубя или горлицы, для бедных же людей - двух горлиц или двух молодых голубей, - мать могла приходить в храм, когда захочет. Но, конечно, самое большое значение этой жертвы заключалось в том, что через рождение Первородного будет спасен род человеческий. Спаситель будет заклан как агнец, несмотря на всю свою чистоту, которую символически можно сравнить с чистотой голубя. Свт. Феофилакт Болгарский сравнивает чистоту Богородицы с горлицей, поскольку об этой малой голубице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется.
Событие Ветхого Завета служило напоминанием о чудном избавлении от смерти еврейских детей, в то время как все первенцы египетские были поражены за нечестие своего народа, не желавшего отпустить евреев из Египта. Многовековая традиция приносить благодарственную и очистительную жертву в честь этого события вела к пониманию более сокровенного смысла – только через принесение Себя в жертву Господь уготовал для нас спасение от рабства египетского, т.е. от рабства греху, не дающему человеку воссоединиться с Богом. Посвящением Богу всех первородных в Израиле на 40-й день после рождения народ предуготовлялся к пониманию смысла Вознесения Господня, ибо Тот, Кто был посвящен Богу, по смерти с Ним и прославился, воссев одесную Отца. Иисус Христос будет судить нас на 40-ой день после смерти и на Страшном Суде. Кто жил благочестиво, тот обретет Бога, станет причастником вечной жизни. Кто осужден в ад – потеряет последнее прикосновение к благости Божией, которую он еще ощущал в жизни, и останется наедине со страстями и бесами, отчего потерпит неимоверные муки. Как говорится в пословице: «Без Бога ни до порога». Пока мы живем здесь на земле, то часто не понимаем, сколькими благами пользуемся, и как поддерживает нас Бог во спасении, дает силы для борьбы, помогает совершенствоваться. Ведь, вознесясь на небо, Иисус Христос подал нам Утешителя – Духа Святого – от чего становится понятным еще один символ очистительной жертвы, ведь при Крещении Господнем вид Духа Святого был подобен виду голубя. Так, неразрывным единством Ветхий Завет соединяется с Новым через тайну о Святой Троице. Христос по сей день пребывает в мире в Святом Духе, Которого Он послал от Отца.
Встреча праведного семейства с Симеоном и Анной пророчицей также произошла по извещению Духом Святым, ибо сказано, что старец пришел в храм по вдохновению. Симеон вышел навстречу Христу, но своим обретением обетования стал символом встречи Ветхого Завета с Новым, символом человека, ищущего Бога и находящего Его. 360 лет прожил старец Симеон, некогда усомнившийся в Словах Священного Писания. Переводя пророческие книги с еврейского языка на греческий, он не решился дать верный перевод: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), - не понимая возможность рождения от Девы, но вразумленный Ангелом исправил свою ошибку и получил обетование: «…ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».
Встретив Христа, излились пророческие слова о будущих страданиях и славе, и спасении, и в то же время мы слышим печальные и в тоже время радостные для старца, почтенного летами, слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое». Пришло время отшествия в мир иной, но и там, в аде, старец возвестит спасительную весть о том, что вскоре все изменится, и будет спасен род человеческий, и они вскоре будут со Христом. Анна же пророчица оставалась в городе, как обычно, живя при храме, и возвещала о Христе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. С этой надеждой жили уже многие иудеи, но тайна Боговоплощения еще сохранялась, о чем мы видим при извещении Ирода волхвами о младенце. Иисус же в это время находился со своими праведными родителями то в Вифлееме, то в Назарете, потому что Вифлеем был для них как Отчизна, в которой можно было без страха пребывать до гонений, а Назарет – как место жительства, ставшее постоянным после смерти Ирода.
Событие Ветхого Завета служило напоминанием о чудном избавлении от смерти еврейских детей, в то время как все первенцы египетские были поражены за нечестие своего народа, не желавшего отпустить евреев из Египта. Многовековая традиция приносить благодарственную и очистительную жертву в честь этого события вела к пониманию более сокровенного смысла – только через принесение Себя в жертву Господь уготовал для нас спасение от рабства египетского, т.е. от рабства греху, не дающему человеку воссоединиться с Богом. Посвящением Богу всех первородных в Израиле на 40-й день после рождения народ предуготовлялся к пониманию смысла Вознесения Господня, ибо Тот, Кто был посвящен Богу, по смерти с Ним и прославился, воссев одесную Отца. Иисус Христос будет судить нас на 40-ой день после смерти и на Страшном Суде. Кто жил благочестиво, тот обретет Бога, станет причастником вечной жизни. Кто осужден в ад – потеряет последнее прикосновение к благости Божией, которую он еще ощущал в жизни, и останется наедине со страстями и бесами, отчего потерпит неимоверные муки. Как говорится в пословице: «Без Бога ни до порога». Пока мы живем здесь на земле, то часто не понимаем, сколькими благами пользуемся, и как поддерживает нас Бог во спасении, дает силы для борьбы, помогает совершенствоваться. Ведь, вознесясь на небо, Иисус Христос подал нам Утешителя – Духа Святого – от чего становится понятным еще один символ очистительной жертвы, ведь при Крещении Господнем вид Духа Святого был подобен виду голубя. Так, неразрывным единством Ветхий Завет соединяется с Новым через тайну о Святой Троице. Христос по сей день пребывает в мире в Святом Духе, Которого Он послал от Отца.
Встреча праведного семейства с Симеоном и Анной пророчицей также произошла по извещению Духом Святым, ибо сказано, что старец пришел в храм по вдохновению. Симеон вышел навстречу Христу, но своим обретением обетования стал символом встречи Ветхого Завета с Новым, символом человека, ищущего Бога и находящего Его. 360 лет прожил старец Симеон, некогда усомнившийся в Словах Священного Писания. Переводя пророческие книги с еврейского языка на греческий, он не решился дать верный перевод: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7, 14), - не понимая возможность рождения от Девы, но вразумленный Ангелом исправил свою ошибку и получил обетование: «…ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».
Встретив Христа, излились пророческие слова о будущих страданиях и славе, и спасении, и в то же время мы слышим печальные и в тоже время радостные для старца, почтенного летами, слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое». Пришло время отшествия в мир иной, но и там, в аде, старец возвестит спасительную весть о том, что вскоре все изменится, и будет спасен род человеческий, и они вскоре будут со Христом. Анна же пророчица оставалась в городе, как обычно, живя при храме, и возвещала о Христе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. С этой надеждой жили уже многие иудеи, но тайна Боговоплощения еще сохранялась, о чем мы видим при извещении Ирода волхвами о младенце. Иисус же в это время находился со своими праведными родителями то в Вифлееме, то в Назарете, потому что Вифлеем был для них как Отчизна, в которой можно было без страха пребывать до гонений, а Назарет – как место жительства, ставшее постоянным после смерти Ирода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий