14 апр. 2010 г.

Радоница

Ин., 10 зач., III, 16-21: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Поминовение усопших во вторник 2-ой седмицы по Пасхе связано с древним обычаем приветствовать своих почивших родных и друзей радостной вестью о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе. Радоница как раз и берет свое название от слова "радость". Первая радость у усопших была тогда, когда св. пророк Иоанн Предтеча, возвестил им о пришествии Спасителя на землю, вторая – когда Сам Иисус Христос сошел к ним в ад, чтобы освободить от плена и вывести души праведников в райские селения. С воскресением Христа путь на небо стал открыт всем верующим в Него. Именно поэтому в беседе с Никодимом Иисус говорит ему, что верующий в Единородного Сына не судится. Это означает, что верующий человек старается соблюдать заповеди из любви к Богу и людям, поэтому, даже согрешая, кается в содеянном и исправляется. Постоянное смирение и покаяние перед Богом никогда не осудит человека, но спасет. Гордость же и нераскаянность, свойственная неверующим людям, отрицающим спасительность страданий Господних за человеческий род, осуждают самого человека. Сам себе он приговаривает суд своими темными делами, перестает видеть свет, и вскоре, теряет способность к различению добра и зла, света и тьмы. Бог же чужд всякой тьмы. Он весь свет и любовь, освящающая и согревающая души. Только человек с каменным, жестоким сердцем может полностью отвергнуть любовь Божию, но и на таковых не было бы суда, если бы покаялись. Христос для того и пришел в мир, чтобы спасти, спасти каждого, даже самую заблудшую овечку. Но против воли человека ничто совершиться не может, даже спасение, поэтому, отвергая заповедь любви и поступая по делам тьмы, человек сам отказывается от спасения.

Блж.Феофилакт Болгарский поясняет: «от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11) как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф, 23, 14-32; Лк. 19, 11-27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому, что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное - нечестивый и неверующий и иное - немилосердый и грешный. - "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир".

В будущей загробной жизни все встанет на свои места. Зло не сможет распространяться дальше ни на шаг, сжигаясь как сера в огне, и доставляя муки грешникам, палимым жаждой к привычным грехам и огнем совести, но смрад и дым отсечет их последнюю надежду увидеть свет и почувствовать веяние ветерка. Страшной участи боится каждый верующий. После смерти об усопших возносятся особые молитвы к Господу, полные надежды на Его милосердие к нам и спасение.

Игуменья Мария (Тучкова) постоянно ездила молиться на Бородинское поле на котором погиб ее муж, герой Отечественной войны 1812 года. Впоследствии она сама поселилась там, образовался целый монастырь, в котором постоянно поминали убиенных воинов. То, что надо молиться за усопших, даже тех, кто пал в бою за Отчизну, и не является твоим родственником, подтверждает житие преподобной Рахили, старицы Спасо-Бородинского монастыря:

"26 августа (день битвы на Бородинском поле) матушке Рахили никогда не приходилось бывать в храме, в это время она в погребе делала заливные блюда. Так она и поминала убитых на войне 1812 года. Часто после такого помина она видела во сне воинов в белых одеяниях, с венцами на голове. Каждый год число таких воинов увеличивалось, а число обыкновенных сокращалось. Матушка была уверена, что память и поминание воинов, устроенные основательницей монастыря игуменьей Марией, были очень спасительными для них. Все воины сподобятся за молитвы монастыря получить спасение. В доказательство сего она в последний раз 26 августа 1928 года многим, в том числе и мне, грешному, говорила, что в том году видела воинов, одетых только в белые одежды, и все они были с венцами на головах. Их было так много, что они заполнили весь монастырь, и так было радостно всем, как в Светлый День..." Вот воистину Христова Пасха!

Все мы живы верой. Вера же наша в воскресшего Христа дает нам надежду на спасение. В день радоницы с давних времен поминальные службы совершались на кладбищах. Многие верующие оставляли на могилках пасхальные яйца, зажигали свечи. И теперь все, кто имеет возможность, идут в храм, поминают усопших за Литургией, а затем посещают могилы усопших, без слез и плача, с радостным возгласом: "Христос воскресе!" Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю ее.






Комментариев нет:

Отправить комментарий