Ин., 4, 5-42: "Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".
Проходя через город Сихарь, Господь сел отдохнуть возле колодца праотца Иакова. Жители этой области имели иудейское происхождение, но были сильно смешаны с разными племенами, от которых переняли языческие обычаи, в том числе религиозные. Хотя самаряне и признавали 5 книг Моисея, но за их языческое нечестие иудеи гнушались общения с ними. Самаряне же, отвергнутые иудеями, построили для себя свой храм на горе Гаризим, считая себя потомками Авраама.
Когда Спаситель обратился к женщине-самаряныне, она была очень удивлена, поскольку иудеи не общаются с ними. Но Господь сказал ей: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, — то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую”. Только в прошлое воскресенье мы слушали в храме об исцелении расслабленного у купальни, и вот, Господь открывает не ученой, но простой женщине, тайну, касающуюся вечной жизни, тайну о живой воде, которая способна оживотворить душу. Да, Господь видит всех людей на земле и слышит их молитвы, видит, как каждый идет по пути исправления к вечной жизни, и простирает Свою руку помощи, не взирая на лица.
“Живой водой” Господь назвал благодать Святого Духа. Хотя самарянка сразу не поняла это, но именно ей Он открыл то, что верующий в Бога, не должен пренебрегать другим человеком, что должен в жизни творить добро, жить целомудренно. Человек, оскверненный прелюбодейством, нечистыми помыслами не может достичь Царства Божия, но тот, кто решился отречься от сего, становится близ Христа. Только своей доброй жизнью можно получить дар Святого Духа. Как отмечает святитель Феофилакт Болгарский, благодать Духа делает душу подвижной к добру, полагая ее восхождение к небу (Пс. 8, 3. 6). Такую воду, живую и всегда подвижную, пил апостол Павел, "забывающий заднее и стремящийся к переднему" (Флп. 3, 13. 14). Ибо святые не только сохраняют до конца то, что получают от Бога, но чрез благодать принимают семена и начатки добра, приумножают их и возращают. На это указывает и Господь. "Я даю жаждущему воду; но вода, которую Я даю, не остается в той же мере, а умножается и делается источником" - говорит нам Христос.
Самарянка, убедившись из всего, что перед ней не простой человек, а пророк, тут же оставила все свои житейские вопросы, и спросила о том, что волновало всех самарян: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". И тут же, без всяких споров, простая жена получает ответ на довольно сложный богословский вопрос, который в то время никто решить не мог: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Здесь нет места разногласиям, потому что любой спор решается через рассуждение и поиск истины. Блаженный Феофилакт так комментирует слова Спасителя. Так как Бог есть дух, то и поклоняться Ему следует бестелесно, то есть душою. Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А поскольку некоторые, поклоняясь Ему душою, не имеют о Боге истинного понятия, как например, еретики, поэтому присовокупил: "и в истине". Богу следует поклоняться умом, но также нужно иметь и истинное понятие о Нем.
По словам божественного апостола, все водимые Духом Божиим умерщвляют дела плотские (Рим. 8, 13. 14), и в то же время, "плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Гал. 5, 17). Таким образом, словом "в духе" намекается на деятельность; словом же "в истине" — на созерцание. И еще. Так как самаряне ограничивали Бога местом и говорили, что только на их горе нужно поклоняться Ему, то Иисус против такого отличия самарян употребляет слово: "в духе". Таким образом, речь Христа имеет такой смысл: "вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, то есть умом и душою. Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но в истине, так как обычаи и обряды иудейские будут отменены". Так как закон иудейский, понимаемый буквально, был образом и тенью, то словом "в духе" утверждается закон не буквы, а духа, "ибо буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6). Этот новый закон пришел с пришествием Спасителя в мир, поэтому в Евангелии говорится, что настало уже время явления Христа во плоти, когда истинные поклонники будут поклоняться не на одном месте, как самаряне, но на всяком месте духом, совершая поклонение не только телесное, но как ап. Павел говорит: "Которому (Богу) я служу в духе моём (Рим, 1, 9), будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух — духовных, как Истина – истинных”.
Вот таким духовным питием была напоена самаряныня, а вместе с ней и все последующие за Христом. Самаряныня, имя которой, согласно преданию, Фотина или Светлана стала христианкой. Впоследствии она проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, в Риме обратила ко Христу дочь императора Нерона Домнину и 100 ее рабынь. Так исполнилась слова Христа, сказанные Своим ученикам: "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет". Апостольский труд подобен труду жнецам, но самая большая награда за него - жизнь вечная. Но, чтоб не думал кто, что его силами спасен другой человек, Христос присовокупляет: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их". Будем же со смирением проходить свой жизненный путь, подражая самаряныне, которая тут же поспешила в селение рассказать о Христе, ибо невозможно светильник, который есть Слово Божие, прятать в скромном месте и бояться говорить о нем. Уже до нас в сердце всех людей постучался Христос, нам же осталось только выйти на пажить со словами добра и любви. Христос воскресе!
Проходя через город Сихарь, Господь сел отдохнуть возле колодца праотца Иакова. Жители этой области имели иудейское происхождение, но были сильно смешаны с разными племенами, от которых переняли языческие обычаи, в том числе религиозные. Хотя самаряне и признавали 5 книг Моисея, но за их языческое нечестие иудеи гнушались общения с ними. Самаряне же, отвергнутые иудеями, построили для себя свой храм на горе Гаризим, считая себя потомками Авраама.
Когда Спаситель обратился к женщине-самаряныне, она была очень удивлена, поскольку иудеи не общаются с ними. Но Господь сказал ей: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, — то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую”. Только в прошлое воскресенье мы слушали в храме об исцелении расслабленного у купальни, и вот, Господь открывает не ученой, но простой женщине, тайну, касающуюся вечной жизни, тайну о живой воде, которая способна оживотворить душу. Да, Господь видит всех людей на земле и слышит их молитвы, видит, как каждый идет по пути исправления к вечной жизни, и простирает Свою руку помощи, не взирая на лица.
“Живой водой” Господь назвал благодать Святого Духа. Хотя самарянка сразу не поняла это, но именно ей Он открыл то, что верующий в Бога, не должен пренебрегать другим человеком, что должен в жизни творить добро, жить целомудренно. Человек, оскверненный прелюбодейством, нечистыми помыслами не может достичь Царства Божия, но тот, кто решился отречься от сего, становится близ Христа. Только своей доброй жизнью можно получить дар Святого Духа. Как отмечает святитель Феофилакт Болгарский, благодать Духа делает душу подвижной к добру, полагая ее восхождение к небу (Пс. 8, 3. 6). Такую воду, живую и всегда подвижную, пил апостол Павел, "забывающий заднее и стремящийся к переднему" (Флп. 3, 13. 14). Ибо святые не только сохраняют до конца то, что получают от Бога, но чрез благодать принимают семена и начатки добра, приумножают их и возращают. На это указывает и Господь. "Я даю жаждущему воду; но вода, которую Я даю, не остается в той же мере, а умножается и делается источником" - говорит нам Христос.
Самарянка, убедившись из всего, что перед ней не простой человек, а пророк, тут же оставила все свои житейские вопросы, и спросила о том, что волновало всех самарян: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". И тут же, без всяких споров, простая жена получает ответ на довольно сложный богословский вопрос, который в то время никто решить не мог: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Здесь нет места разногласиям, потому что любой спор решается через рассуждение и поиск истины. Блаженный Феофилакт так комментирует слова Спасителя. Так как Бог есть дух, то и поклоняться Ему следует бестелесно, то есть душою. Ибо душа есть дух и существо бестелесное. А поскольку некоторые, поклоняясь Ему душою, не имеют о Боге истинного понятия, как например, еретики, поэтому присовокупил: "и в истине". Богу следует поклоняться умом, но также нужно иметь и истинное понятие о Нем.
По словам божественного апостола, все водимые Духом Божиим умерщвляют дела плотские (Рим. 8, 13. 14), и в то же время, "плоть желает противного духу, а дух противного плоти" (Гал. 5, 17). Таким образом, словом "в духе" намекается на деятельность; словом же "в истине" — на созерцание. И еще. Так как самаряне ограничивали Бога местом и говорили, что только на их горе нужно поклоняться Ему, то Иисус против такого отличия самарян употребляет слово: "в духе". Таким образом, речь Христа имеет такой смысл: "вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, то есть умом и душою. Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но в истине, так как обычаи и обряды иудейские будут отменены". Так как закон иудейский, понимаемый буквально, был образом и тенью, то словом "в духе" утверждается закон не буквы, а духа, "ибо буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3, 6). Этот новый закон пришел с пришествием Спасителя в мир, поэтому в Евангелии говорится, что настало уже время явления Христа во плоти, когда истинные поклонники будут поклоняться не на одном месте, как самаряне, но на всяком месте духом, совершая поклонение не только телесное, но как ап. Павел говорит: "Которому (Богу) я служу в духе моём (Рим, 1, 9), будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух — духовных, как Истина – истинных”.
Вот таким духовным питием была напоена самаряныня, а вместе с ней и все последующие за Христом. Самаряныня, имя которой, согласно преданию, Фотина или Светлана стала христианкой. Впоследствии она проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, в Риме обратила ко Христу дочь императора Нерона Домнину и 100 ее рабынь. Так исполнилась слова Христа, сказанные Своим ученикам: "Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет". Апостольский труд подобен труду жнецам, но самая большая награда за него - жизнь вечная. Но, чтоб не думал кто, что его силами спасен другой человек, Христос присовокупляет: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их". Будем же со смирением проходить свой жизненный путь, подражая самаряныне, которая тут же поспешила в селение рассказать о Христе, ибо невозможно светильник, который есть Слово Божие, прятать в скромном месте и бояться говорить о нем. Уже до нас в сердце всех людей постучался Христос, нам же осталось только выйти на пажить со словами добра и любви. Христос воскресе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий