Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12: "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк".
Сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, поэтому этот день называется еще Пятидесятницей. Первый день Пятидесятницы, попадающий всегда на воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего он и называется Духовым днем.
Евангелие, посвященное дню Святой Троицы, открывает нам поучение Самого Господа нашего Иисуса Христа о Святом Духе: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей", "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". Все эти слова говорят о неразрывной связи между Лицами Святой Троицы. Прибегающий ко Христу, получает дары Святого Духа - любовь, кротость, смирение, - наполняющие жизнь смыслом, а человека - благодатной силой.
Жаждущий Слова Божия не будет ждать, пока за него сделают все добрые дела, уготовят ему царский путь, но сам, из своей внутренней необходимости будет искать Господа и найдет Его. Алчущему и жаждущему правды дается благодать Святого Духа. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Именно поэтому мы становимся способными войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, т.е. войти в Божественную жизнь, как говорил преп. Максим Исповедник - в саму жизнь Пресвятой Троицы. Аминь.
Священное Писание Господь упоминает потому, что на него ориентировались иудеи как на непререкаемый богодухновенный источник. Приводя в пример священные слова, Иисус показывает, что исполнилось время, когда человек может понять и принять всю полноту божественной любви. Но принять ее может лишь тот, кто признает Христа истинным Богом и человеком. Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый Завет открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне, говорит свт. Григорий Богослов, пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Так сказано и в другом месте Евангелия: "у пророков написано: и будут все научены Богом" (Иоан.6:45). Открывая смысл слов об источнике живой воды, Господь показывает, как в верующем сердце рождается любовь к Богу, призывающая благодать Святого Духа. Тогда из чрева каждого верующего потекут реки воды живой.
Почему сказано из чрева? Потому, что Господь создал человека по образу и подобию Своему. О рождении Сына Божия от Отца сказано в псалме Давидовом: "из чрева прежде десницы подобно росе рождение Твое". (Пс. 109, 3). Это означает что Отец предвечно рождает Бога Сына, т.е. вне времени, всегда. Это подтверждают слова: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс. 2,7). Знали ли об этих местах Священного Писания книжники и фарисеи? Конечно, знали, но не понимали их смысл, который до сей поры был скрыт от людей. Господь же на основе Священного Писания утверждает: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32,6). Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и потому зовется дыханием Отца. И в то же время Дух Святой есть сила любви Отца, отдающего все Свое Сыну. Дух Святый есть Свет Божественной Истины, воссиявшей в Сыне, носящем образ Отца. Такое взаимопроникновение и выражается в словах пророка Давида о Христе "из чрева ... рождение Твое". Так и в человеке. Если он соединяется с Богом в любви к Нему, то из его чрева, т.е. из его единения с Богом начинают течь реки воды живой, т.е. Божия благодать. Чтобы показать неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Христос назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но безчисленными.
Свт. Иоанн златоуст проводит здесь прямую аналогию чрева с сердцем человека. Он отмечает, что чревом называется сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: "и закон Твой у меня в сердце" (Пс.39:9). Слова же: "у того из чрева потекут реки" хоть и отсутствуют в Писании, но явно говорят о духовном питии, о богатстве и изобилии благодати на тех, кто приходит к Богу с чистым сердцем.
Иудеи же имели превратные понятия о многом, поэтому и о Христе одни говорили - "пророк", другие -"обольщает народ", не от Галилеи "Христос придет", но "из Вифлеема", иные - "Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он". По скудости веры этих людей Иисус не дает им ответа, не вступает в спор, ведь истина и так ясна. Пусть иудеи не знали, что Он из Вифлеема, так как Он жил в Назарете, хотя и это для них не извинительно, потому что Он не там родился. И все же они знали Его род, но все равно говорили будто Иисус рожден не от семени Давидова. Именно поэтому Господь не ответил им, изначально зная, что те говорят со злым умыслом.
Почему сказано из чрева? Потому, что Господь создал человека по образу и подобию Своему. О рождении Сына Божия от Отца сказано в псалме Давидовом: "из чрева прежде десницы подобно росе рождение Твое". (Пс. 109, 3). Это означает что Отец предвечно рождает Бога Сына, т.е. вне времени, всегда. Это подтверждают слова: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс. 2,7). Знали ли об этих местах Священного Писания книжники и фарисеи? Конечно, знали, но не понимали их смысл, который до сей поры был скрыт от людей. Господь же на основе Священного Писания утверждает: "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32,6). Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и потому зовется дыханием Отца. И в то же время Дух Святой есть сила любви Отца, отдающего все Свое Сыну. Дух Святый есть Свет Божественной Истины, воссиявшей в Сыне, носящем образ Отца. Такое взаимопроникновение и выражается в словах пророка Давида о Христе "из чрева ... рождение Твое". Так и в человеке. Если он соединяется с Богом в любви к Нему, то из его чрева, т.е. из его единения с Богом начинают течь реки воды живой, т.е. Божия благодать. Чтобы показать неоскудеваемость дара благодати, и вместе неизреченную ее действенность, Христос назвал ее источником и реками, – не одною рекою, но безчисленными.
Свт. Иоанн златоуст проводит здесь прямую аналогию чрева с сердцем человека. Он отмечает, что чревом называется сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: "и закон Твой у меня в сердце" (Пс.39:9). Слова же: "у того из чрева потекут реки" хоть и отсутствуют в Писании, но явно говорят о духовном питии, о богатстве и изобилии благодати на тех, кто приходит к Богу с чистым сердцем.
Иудеи же имели превратные понятия о многом, поэтому и о Христе одни говорили - "пророк", другие -"обольщает народ", не от Галилеи "Христос придет", но "из Вифлеема", иные - "Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он". По скудости веры этих людей Иисус не дает им ответа, не вступает в спор, ведь истина и так ясна. Пусть иудеи не знали, что Он из Вифлеема, так как Он жил в Назарете, хотя и это для них не извинительно, потому что Он не там родился. И все же они знали Его род, но все равно говорили будто Иисус рожден не от семени Давидова. Именно поэтому Господь не ответил им, изначально зная, что те говорят со злым умыслом.
Этих мнимых сомнений хватило для распрей в народе, но даже среди таких разногласий никто не смел восстать против Христа. Настолько убедительны были Его слова. На вопрос фарисеев, почему вы не взяли Христа и не привели к нам, служители ответили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Самоуверенные фарисеи, оправдываясь, стали приводить новые аргументы: Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? - доказывая этим вопросом свою правоту и авторитет. Но и здесь не знали они, что Господь, как истинный сердцеведец, избрал себе учеников не только из простого народа, а всех, кто искренно верил в Него. Возглас Никодима, пока еще одинокий, потом выльется в бурную проповедь, в подвиг ради Христа, которому последуют многие. Да и кто, как не Никодим слышал от Самого Господа нашего слова: "истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие". Именно Никодим с Иосифом Аримофейским первыми сняли пречистое тело Господа с креста, навсегда оставив в памяти слова Христа: " кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием".
Жаждущий Слова Божия не будет ждать, пока за него сделают все добрые дела, уготовят ему царский путь, но сам, из своей внутренней необходимости будет искать Господа и найдет Его. Алчущему и жаждущему правды дается благодать Святого Духа. Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Именно поэтому мы становимся способными войти в совершенное соединение с Богом, достичь обожения своего существа, т.е. войти в Божественную жизнь, как говорил преп. Максим Исповедник - в саму жизнь Пресвятой Троицы. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
ОтветитьУдалитьПОУЧЕНИЕ В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-4/Ioann_Krest-Trinity.htm