10 июн. 2009 г.

Неделя святых отцев I Вселенского Собора

Ин., 56 зач., XVII, 1-13. "После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную".

Как-то апостолы возроптали на одного человека, который не знал об учении Христа, но приняв крещение от Иоанна Крестителя, встал на дорогу апостольства, обращая людей к вере. Казалось бы, он был далек от понимания тайны Святой Троицы и еще не признавал Христа Спасителем, но, тем не менее, уже получил дар обращать к вере других. Господь тогда ответил Своим ученикам, что не следует запрещать ему делать свое дело, но лишь подробнее объяснить путь Господень. Наставляя апостолов, Господь через них наставлял весь последующий человеческий род. Так и нам не следует сразу торопиться с выводами, встречая людей, которые кажутся нам заблудшими, не знающими истин православия, поскольку Господь смотрит в душу каждого и дает каждому благодать по мере того, насколько он может принять ее. Бывают такие случаи, когда человек плохо знает церковные правила, но является более чистым душой и более верующим, чем тот, кто знает все и часто ходит в храм, а по сути - маловер. Мы должны с любовью относиться ко всем, немощного - поддержать, непросвещенного - наставить, но делать это с большим смирением, как научил этому апостолов Сам Христос. Некоторые говорят, что этот труд не по их силам, что они люди неученые, но ученых ли избрал Христос в ученики? Нет. Он избрал простых людей, значит к проповеди способен каждый. Другое дело - люди, считающие себя хорошими проповедниками, но погрязшие в лицемерии и тщеславии. От их проповеди как раз пользы и не будет.

Жаль, что сейчас мало истинных проповедников, которые могли бы правильно объяснить путь Господень. Но если каждый из нас постарается каждый день очищать свою душу то от одного, то от другого греха, то каждому откроется знание, как лучше поступить в той или иной ситуации, каким словом примирить враждующих, каким словом поддержать и наставить. И это слово, призывающее к миру и совершению добрых дел, тоже будет проповедью. Дай чистому знание - он поднимется тут же еще на несколько ступеней вверх и будет образцом для подражания многим, и будет соблюдать все установленное Церковью не по букве, а по духу. Такого человека просвещает Дух Святой. Такими проповедниками были апостолы, были простые люди, последовавшие за Христом. Особый же дар утверждать Слово Божие и объяснять его на основе Священного Писания имели святители, преподобные, в монашеском чине служащие Господу и призванные на поприще своего служения обращать людей к вере.

В седьмую неделю по Пасхе Церковь празднует память святых отцов Первого Вселенского Собора в Никее, который был созван против учения Ария. Философствуя над тем, что все рождаемое имеет начало во времени, Арий посягнул на святое святых, сказав, что и Сын Божий не вечен, раз рожден, а Бог абсолютно один. Сын и Дух Святый - лишь высшие первородные твари, посредники в миротворении. Имея хороший дар речи, авторитет в обществе Арий убедил в этой ереси многих, на долгие века оставив за собой последователей. Вселенский Собор опроверг данное учение и утвердил единосущность и единочестность Сына Божия Отцу.

Иисус Христос есть истинный Сын Божий и совершенный Человек. Яркое подтверждение этим словам мы видим в сегодняшнем Евангелии. В молитве к Отцу Небесному Иисус четко называет все, что затем пригодится святым отцам для утверждения истинной веры в Него. Иисус Христос есть истинный Сын Божий, рожденный прежде всех век и не имеющий начало, которое имеет тварный мир, потому что Он вечен. Его послал Отец ради спасения людей, но родился Он не по воле Отца, поскольку сущность Его божественна и имеет полное единство с Отцом и Духом Святым. "Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня" - говорит Христос. "Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им" - передал и научил людей соблюдать их . "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне", так как каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность. Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу. И каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви, отмечает свт. Григорий Богослов.

Иисус Христос также молился об особом призвании людей: "Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои". Ведь особая роль в хранении истин православия лежит именно на тех, кто способен защищать и утверждать эти истины во всей вселенной. Против этих людей особо восстает лукавый враг, чиня свои препятствия на пути обращения людей к вере. Его борьба длится уже много веков. Он стал хитер, воздействуя на человека не только через внешние обстоятельства, но и вкрадываясь в душу через различные пристрастия человека. Так, обольщенные славой Арий, Евсевий Никомидийский и другие еретики были настолько ослеплены, что не могли различить свет Истины от тьмы ада. Провидя это, Господь в молитве к Отцу просил об учениках: "соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы", - указывая в этом прошении и средство к борьбе с лукавым - соборное решение. Только в единении духовном можно сохранить единство Церкви. Каким образом?

Работая каждый день над своей душой, попирая грех за грехом, исповедуя его, советуясь с другими, мы приобретаем силу к духовному возрастанию. И чем крепче наша вера, тем больше единства в Церкви. Именно благодаря этой соборности Церкви врата ада не одолеют ее никогда, о чем и говорил Христос.

1 комментарий:

  1. АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН)

    СЛОВО В НЕДЕЛЮ 7-Ю ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
    http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-8/Ioann_Kr-Easter-7.htm

    ОтветитьУдалить