Лк.24, 36-53: "Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь".
О непостижимое и страшное таинство! Христос по воскресении Своем не предал тело забвению, показав нам, что благочестивая жизнь человека преобразует не только душу, но и тело, которое перестает силою Божества поддаваться тлению, перестает подчиняться мирским законам и начинает служить во всем Единому Богу. Так Христос, не оставив тела показал его необычные свойства - оно могло вместе с духом проходить сквозь двери, оно могло возноситься с Ним на небо ...
Когда Христос прошел сквозь запертые двери, ученики, естественно, удивились, подумав, что перед ними дух. Конечно, они уже знали весть о воскресении Христа, но такое внезапное появление восприняли как некое явление, а не как Богочеловека во плоти. Увидев смущение апостолов, Господь обращает их внимание на раны Своего пречистого Тела, уверяя учеников в истинности Своего Воскресения во плоти.
Кроме того, этим явлением апостолы утвердились в том, что Иисус после воскресения не оставил их, но ради бесконечной любви к людям разрушил печать смерти и теперь снова находится вместе с ними. Господь же на основе Священного Писания раскрыл им более высокое предназначение Своего воскресения, напомнил те вещи, о которых они уже, быть может, забыли. "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима". К этой проповеди Иисус призывает Своих учеников, приготовляет их к великому служению, призывает к духовной работе над собой, дабы укрепившись силой свыше, они смогли понести апостольский труд. Господь не назначает сразу времени следующей встречи, оставляя им лишь завет оставаться в Иерусалиме, пока не облекутся силой свыше. Что же это за сила? Она есть обетование Отца. Впоследствии ап. Петр определит дарование Духа и возникновение Церкви как «обетование» (Деян 2.39) и исполнение пророчеств (2.16). Ап. Павел упомянет слово "обетование" при описании сразу двух событий: Вознесении Христа и Сошествии Святого Духа: “Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите”. Этим же самым обетованием, т.е. обещанием не оставить Своих учеников без Утешителя, Христос возносится десницей Божией. Это означает, что ни на минуту, Он не оставляет Своих учеников, а всегда пребывает с теми, кто верит в Него. Троица нераздельна. Там где Отец - там Сын и Дух Святой, там где Сын - там Отец и Дух Святой, там где Дух Святой - там Отец и Сын.
Иными словами, Христос как нераздельное Лицо Святой Троицы испрашивает у Отца обетование Святого Духа для Своих учеников. Хотя дары Святого Духа апостолы получат лишь на Пятидесятницу, действие Божие по укреплению веры учеников к принятию даров есть уже наитие Духа Святого, укрепляющее душевные силы человека. Именно в тот момент, когда силы учеников укрепились в борьбе с грехом, в борьбе с лукавым духом и заблуждениями человеческими, Христос снова является избранным апостолам в Иерусалиме и выводит их до Вифании. Весть об этом распространяется быстро, ученики по дороге зовут других учеников, называя место встречи - Галилея, т.е. вершина Елеонской горы, которая называлась Вири-Галелея. Кто-то приходит туда раньше, кто-то позже, кто-то идет со Христом, кто-то отдельно. Именно поэтому, придя на Елеонскую гору Господь встречает и тех, кто первый раз видит Его воскресшим. В Евангелии от Матфея сказано как раз о них: "иные усомнились". Хотя некоторые толкователи Евангелия говорят о том, что этим словом упоминался Фома, но к тому времени он уже не был сомневающимся. В Деянии же апостолов мы можем узнать, что число учеников, общавшихся между собой от Крещения до Вознесения и бывших свидетелями Воскресения - было больше, чем 11, поскольку из всего собрания в числе 120 человек (Деян. 1, 16, 21-22) такими свидетелями были признаны Иосиф (Иуст), называемый Варсавою, Матфий, который занял место отпавшего Иуды, Лука, Клеопа и некоторые другие. Кроме того, еще при первом явлении женам, Господь сказал им: "Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня". Это совпадает и со словами ап. Павла, который говорит, что, спустившись с горы Елеонской, пребывали вместе Божия Матерь, 11 учеников, жены-мироносицы и братья Христа (Деян. 1, 14). Поэтому, восстанавливая ход событий из повествований разных евангелистов, можно утверждать, что в Иерусалиме Христа ожидали Божия Матерь и близкие ученики. Их Христос вывел до Вифании. Далее они пошли на гору Елеон. В это же время до указанного места спешили прийти и некоторые другие ученики. Число их неизвестно, но слишком большим быть не может. На вершину горы Христос пришел с 11-ью учениками первым, и именно им ответил на вопрос о временах и сроках для восстановления царства Израилю (Деян. 1, 6), указав, что не их дело знать это, а, главное, быть готовыми принять силу, когда сойдет на них Дух Святой и быть свидетелями Ему во всех концах мира. Сказав это Он стал возноситься на небо, и свидетелями сему были и другие ученики, пришедшие на гору. Два же Ангела сказали им: "мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".
Таким образом, Вознесение Господа имело свое предназначение - Господь последний раз навестил Своих учеников. После этого Он уже не общался с ними в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Именно с Вознесения Он по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что образно и называется "воссел одесную Отца". Он стал невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, "никакоже отлучаяся, пребывает неотступный". Чрез Свое Вознесение Господь стал еще ближе к каждому человеку, верующему в Него. Господь вознесся на небо, до конца совершив Отеческое благоволение, утвердив учеников в вере и подав им то единственное средство, которого им еще не хватало - соборную молитву. Именно через соборную молитву Бог Отец пошлет им Духа Святого, Который будет руководить всей жизнью человека, предавшего себя в руки Божии. Вместе с тем Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, удостоверяя в победе добра над грехом и смертью.
Когда Христос прошел сквозь запертые двери, ученики, естественно, удивились, подумав, что перед ними дух. Конечно, они уже знали весть о воскресении Христа, но такое внезапное появление восприняли как некое явление, а не как Богочеловека во плоти. Увидев смущение апостолов, Господь обращает их внимание на раны Своего пречистого Тела, уверяя учеников в истинности Своего Воскресения во плоти.
Кроме того, этим явлением апостолы утвердились в том, что Иисус после воскресения не оставил их, но ради бесконечной любви к людям разрушил печать смерти и теперь снова находится вместе с ними. Господь же на основе Священного Писания раскрыл им более высокое предназначение Своего воскресения, напомнил те вещи, о которых они уже, быть может, забыли. "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима". К этой проповеди Иисус призывает Своих учеников, приготовляет их к великому служению, призывает к духовной работе над собой, дабы укрепившись силой свыше, они смогли понести апостольский труд. Господь не назначает сразу времени следующей встречи, оставляя им лишь завет оставаться в Иерусалиме, пока не облекутся силой свыше. Что же это за сила? Она есть обетование Отца. Впоследствии ап. Петр определит дарование Духа и возникновение Церкви как «обетование» (Деян 2.39) и исполнение пророчеств (2.16). Ап. Павел упомянет слово "обетование" при описании сразу двух событий: Вознесении Христа и Сошествии Святого Духа: “Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите”. Этим же самым обетованием, т.е. обещанием не оставить Своих учеников без Утешителя, Христос возносится десницей Божией. Это означает, что ни на минуту, Он не оставляет Своих учеников, а всегда пребывает с теми, кто верит в Него. Троица нераздельна. Там где Отец - там Сын и Дух Святой, там где Сын - там Отец и Дух Святой, там где Дух Святой - там Отец и Сын.
Иными словами, Христос как нераздельное Лицо Святой Троицы испрашивает у Отца обетование Святого Духа для Своих учеников. Хотя дары Святого Духа апостолы получат лишь на Пятидесятницу, действие Божие по укреплению веры учеников к принятию даров есть уже наитие Духа Святого, укрепляющее душевные силы человека. Именно в тот момент, когда силы учеников укрепились в борьбе с грехом, в борьбе с лукавым духом и заблуждениями человеческими, Христос снова является избранным апостолам в Иерусалиме и выводит их до Вифании. Весть об этом распространяется быстро, ученики по дороге зовут других учеников, называя место встречи - Галилея, т.е. вершина Елеонской горы, которая называлась Вири-Галелея. Кто-то приходит туда раньше, кто-то позже, кто-то идет со Христом, кто-то отдельно. Именно поэтому, придя на Елеонскую гору Господь встречает и тех, кто первый раз видит Его воскресшим. В Евангелии от Матфея сказано как раз о них: "иные усомнились". Хотя некоторые толкователи Евангелия говорят о том, что этим словом упоминался Фома, но к тому времени он уже не был сомневающимся. В Деянии же апостолов мы можем узнать, что число учеников, общавшихся между собой от Крещения до Вознесения и бывших свидетелями Воскресения - было больше, чем 11, поскольку из всего собрания в числе 120 человек (Деян. 1, 16, 21-22) такими свидетелями были признаны Иосиф (Иуст), называемый Варсавою, Матфий, который занял место отпавшего Иуды, Лука, Клеопа и некоторые другие. Кроме того, еще при первом явлении женам, Господь сказал им: "Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня". Это совпадает и со словами ап. Павла, который говорит, что, спустившись с горы Елеонской, пребывали вместе Божия Матерь, 11 учеников, жены-мироносицы и братья Христа (Деян. 1, 14). Поэтому, восстанавливая ход событий из повествований разных евангелистов, можно утверждать, что в Иерусалиме Христа ожидали Божия Матерь и близкие ученики. Их Христос вывел до Вифании. Далее они пошли на гору Елеон. В это же время до указанного места спешили прийти и некоторые другие ученики. Число их неизвестно, но слишком большим быть не может. На вершину горы Христос пришел с 11-ью учениками первым, и именно им ответил на вопрос о временах и сроках для восстановления царства Израилю (Деян. 1, 6), указав, что не их дело знать это, а, главное, быть готовыми принять силу, когда сойдет на них Дух Святой и быть свидетелями Ему во всех концах мира. Сказав это Он стал возноситься на небо, и свидетелями сему были и другие ученики, пришедшие на гору. Два же Ангела сказали им: "мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".
Таким образом, Вознесение Господа имело свое предназначение - Господь последний раз навестил Своих учеников. После этого Он уже не общался с ними в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Именно с Вознесения Он по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что образно и называется "воссел одесную Отца". Он стал невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, "никакоже отлучаяся, пребывает неотступный". Чрез Свое Вознесение Господь стал еще ближе к каждому человеку, верующему в Него. Господь вознесся на небо, до конца совершив Отеческое благоволение, утвердив учеников в вере и подав им то единственное средство, которого им еще не хватало - соборную молитву. Именно через соборную молитву Бог Отец пошлет им Духа Святого, Который будет руководить всей жизнью человека, предавшего себя в руки Божии. Вместе с тем Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, удостоверяя в победе добра над грехом и смертью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий