13 сент. 2009 г.

Неделя 14-ая по Пятидесятнице


Мф., 89 зач., XXII, 1-14: "Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных".
Уготован Агнец и заклан, и в третий день воскрес. Христос – наша Пасха, дал Себя, Свое тело на растерзание, и, подчинившись закону смерти, отделился от тела, чтобы снова принять его, а по Вознесении, возшед на небо, не оставил нас на земле. Каждый день, пока совершается Литургия, Он снова и снова является в теле, но уже в ином образе – образе хлеба насущного, дающего жизнь вечную.
Брачный пир. А кто невеста Жениха? Церковь Христова. В нее зовут войти и разделить трапезу Господню. Но одни убивают зовущих, другие – прогоняют вон, а третьи – остаются как бы ни причем. Всех призвал Господь, чтобы потом не говорили, что их забыли, что они не знали, что описанное в священных книгах – это не сказка, а реальность. Одного Господь зовет через Своих рабов на поле. К примеру, человек повреждает ногу и зовет идущего рядом: «Помоги!». А тот проходит мимо. «У меня свадьба, - говорит, - опоздаю в загс, если тебе помогу. Что тогда подумает моя невеста?» Другого зовет Божий раб из дома, стучится в дверь: «Брат, я иду в храм. Пойдем со мной!» Тот же отвечает: «Иди один, мне надо на рынок». Как же связаны все эти люди с брачным пиром, если здесь даже нет о нем речи? Тем и связаны, что человек, влекомый на доброе дело Духом Святым, всегда найдет путь к Богу. Тот, кто призвал, Тот и покажет путь. Тот, кто отдал Себя на закланье, каждый день приносится в жертву за грехи наши, чтобы спасти всех. А спасенье есть торжество, есть пир, к которому призывает Господь. Тот, кто не идет на зов, коснеет в грехе своем, перестает слушать совесть и уже не видит света, освещающего путь.
Конечно, данная притча, в первую очередь, относилась к иудеям, отвергавшим Христа как Мессию. Господь же, по слову свт. Феофилакта, творит «брак Сыну своему, сочетая Его со всякою благообразною душою, украшенною добрыми делами; ибо жених – Христос, а невеста – Церковь и чистая душа. Рабы, посланные вначале, – это Моисей и бывшие по нем, которым не верили евреи, но оскорбляли Бога в пустыне четыредесять лет и не восхотели принять слова Божия – духовной радости. Потом посланы были иные рабы – пророки; но и из них одних они убили, как Исаию, над другими поругались, как над Иеремию, коего ввергли в тинный ров; а более умеренные отвергли посланников, и один ушел на свое поле, то есть уклонился к плотоугодной и роскошной жизни (ибо поле каждого есть его тело), а другой – на свою торговлю, то есть к жизни любостяжательной...»
Другими рабами были апостолы, которые призвали язычников, не ходящих по истинному пути, блуждающих по распутиям жизни. Среди них были и добрые, и злые, но ни те, ни другие не поносили Христа, а значит имели надежду на жизнь вечную. Но кто же тот, кто оказался не в брачной одежде? Тот, кто, сказав рабам: «Не отвергаю Христа», и пришед на пир, не захотел надеть брачную одежду, т.е. не принес покаяние, допускающее нас к Таинству Святого Причащения, ибо покаяние очищает душу, делает ее светлой. 
Страшен Суд Господень! «Ужаснемся же, - продолжает Свт.Феофилакт, - помышляя, что, если у кого нет жизни чистой, тому нисколько не пользует одна вера и тот не только отвергается от брака, но и посылается в огонь. Кто же носит скверные одежды, как не тот, кто не облекся в утробы щедрот, благость, братолюбие? А много таких, которые, обольщаясь тщетною надеждою, думают получить Царствие Небесное и, думая о себе много, причисляют себя к лику возлежащих. Производя суд над оным недостойным, Господь показывает, во-первых, что Он человеколюбив, а потом, что и мы никого не должны осуждать, хотя бы явно кто грешил, доколе согрешающий не обличится (судом). Слова Господа к слугам, или карающим Ангелам: свяжите ему руки и ноги – научают, что мы можем действовать только в настоящем веке, а в будущем связуются все деятельные силы души и нельзя уже совершить что-либо доброе в очищение грехов. Скрежет зубов означает бесполезное раскаяние на том свете. «Много званых» потому, что Бог призывает всех; но «мало избранных», ибо мало спасаемых и достойных избрания Божия. Призывание зависит от одного Бога, а быть избранным зависит и от нас. Этим показывает Господь, что сия притча сказана была против иудеев, которые хотя были призваны, но, как непослушные, не избраны».

Комментариев нет:

Отправить комментарий