19 сент. 2009 г.

Неделя 15-ая по Пятидесятнице

Мф., 92 зач., XXII, 35-46: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его».

Исходя из пророчеств, оставленных в Священном Писании, евреи ждали Мессию, Спасителя, который установит царство праведности и справедливости. В еврейской Библии под «Мессией», как правило, подразумевался не посланник небес, а идеальный земной царь, правящий по воле Бога. Именно это заблуждение раскрывает Господь, указывая фарисеям, этим учителям еврейского закона, что они недостаточно хорошо знают Священное Писание. Пророк Давид, просвещенный Духом Святым, называет Христа Господом, так как же «Он сын ему»?

Такого пояснения фарисеи не ожидали, они ведь ждали Мессию, который станет земным царем, а если Он говорит о Небесном Царстве и может сейчас предстоять пред ними в образе любого человека, что будет? Если Иисус есть Христос, то Он не сулит им ничего хорошего, ведь Он, наоборот, нищ и не поддерживает стремление к земному благополучию.

Так Своим вопросом Господь поколебал сердца законоучителей, подводя их к истинному пониманию спасения людей через Свое боговоплощение. Кто-то просто задумался, кто-то уверовал, но большинство резко сказали: «не быть такому», ища средства, чтобы изобличить Христа и доказать Его ничтожество перед людьми. Но Тот, Кто Сам уничижил Себя до смерти крестной, не имел нужды в уничижении от других.

Представьте себе человека, который хочет вразумить гордого. Он изобретает все средства, чтобы добиться справедливости, а в ответ гордый еще более противится, показывая свою сущность. На это и рассчитывали фарисеи и книжники, мол, наступит момент, и Иисус проявит свою сущность обычного человека, склонного к раздражению, ненависти, осуждению… Однако все их старания оказывались тщетны. Иисус не совершал за все Свое земное существование ни одного греха, что еще более раздражало ненавистников, понимающих, что это невозможно обычному человеку, значит Он или святой, или дух, или Бог. Последнее они отвергали сразу, поскольку видели Христа нарушителем закона: Он исцелял в субботу, не придерживался еще других мелочных правил, положенных ими как бы в утверждение Закона Моисеева. Духом зла, веельзевулом, они также пробовали назвать Его, но потерпели неудачу. Увидеть пророка во Христе, как большинство народа, они также не хотели, поскольку Он обличал их. Значит, они останавливались на одном: Иисус – мошенник, обманывающий людей.

И все же деяния Иисуса оказывались шире возможностей человека. Он говорил как Бог, имея власть разрешать грехи человека, проявлять созидательную силу божества и многое другое, что не укладывалось в рамки их понимания. «Как же закон?» - кричали они. Господь же по человеколюбию Своему, желая спасти каждого: и фарисея, и книжника, и блудницу, и мытаря, и любого человека, несмотря на его звание и образ жизни, обращает их внимание на причину появления новых заповедей. И в ответе законнику, спросившему о том, какая наибольшая заповедь, Господь раскрывает сущность всех Своих деяний, совершенных по любви, и суть закона Моисеева, которые должны были люди построить на любви, но не сделали этого, подчинившись букве закона. Потому будем и мы хранить в себе эти две заповеди: любовь к Богу и любовь ближнему, - как драгоценный бисер в своем сосуде – в сердце. Тот, кто помнит эти заповеди, тому легко будет исполнить и все остальные, не по принуждению, а по своей свободной воле, с радостью во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий