24 сент. 2009 г.

Рождество Пресвятой Богородицы

Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28: В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Пока ученики Христовы не имели себе детоводителем Духа Святого, они не дерзали пред лицом Иисуса идти туда, куда считали нужным, но во всем были покорны Господу. Да и как могло быть иначе, если Сам Сын Божий, став Сыном Человеческим, через Свое Слово говорил от Бога Отца и все наполняющего Духа Святого? Именно поэтому в Евангелии сказано: «в продолжении пути их пришел Он в одно селение». Ученики всегда следовали за Христом, имели общий путь, но руководил направлением Сам Бог, через каждый шаг наставляя и поучая апостолов, да и всех людей, встречающихся на их пути.

Так и в этот раз Иисус пришел со своими учениками в селение, в котором жили две сестры: Марфа и Мария. Имя «Мария» выбрано здесь не случайно. Мария – госпожа. Поскольку сегодня Церковь празднует великий праздник Рождества Богородицы, то через данный евангельский отрывок наше внимание обращается на имя, которое было достойно носившего его. Мария, сестра Лазаря, стала госпожей над страстями, оставив житейское попечение и всем сердцем приняв учение Христа. Чудное же имя «Мария», переданное от Бога самим Ангелом родителям будущей Матери Божией, обозначало не только господство над грехами, но и царское величие той, которая стала Госпожей по чистоте своего сердца и великому смирению.

Смысл сегодняшнего Празднества также состоит в том, что найден путь ко спасению для каждого. Исполнилось обетование о Мессии и чаяния ветхозаветных праведников откликнулись в сердцах Иоакима и Анны великой радостью. Иоаким благоговейно воззвал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресл плод, на радость нам». Анна в безмолвном восторге, смиренно помышляла: «Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от бесплодного корня». Как не радоваться рождению Той, через которую в мир вошло Божье Слово, чтобы, соединившись с человеческим естеством, обитать с нами и открыть путь к вечной жизни.

Святой Андрей Критский так говорит о сегодняшнем дне: «Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности».

Отголосок этой радости мы видим и в словах женщины, возгласившей много лет спустя вслед Иисусу: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» «Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, - отмечает св. Феофилакт Блогарский, - жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался! А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий