3 сент. 2009 г.

Неделя 13-ая по Пятидесятнице

Мф., 87 зач., XXI, 33-42: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

О какой другой притче говорит Господь? О той, которая следует за первой – о двух сыновьях, которые по-разному отозвались на зов отца поработать в винограднике. Одной притчей Иисус воззвал к долгу сына, впрочем любого человека, если он считает Бога своим Отцом, а другой – под образом сына возлюбленного - указывает на Самого Себя, поскольку Сам, родившись от Отца, пришел в мир, чтоб исполнить волю Его и спасти непослушный род человеческий.

Конечно, в притче домовладыка есть Господь, а виноград суть народ иудейский. Ограда есть закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками. Также полагают, что ограда есть сонм святых Ангелов, хранивших Израиль. Точило есть жертвенник, башня – храм, делатели – учители народа, фарисеи и книжники. Как отмечает свт. Феофилакт, отошел «домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ними в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим, и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день и не тотчас подвергая истязанию за неправды наши. Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели – ложные учители – архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар.); другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником; иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар.). Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. «Постыдятся сына моего», – сказал, не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели сделать. Надлежало, говорит, им, убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына. Но делатели, увидя сына, сказали: «это наследник; пойдем убьем его». Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос, распяли Его. Вывели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника, означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа».

Впоследствии злых делателей постигнет наказание. Римское войско разорит и погубит Иерусалим, а народ будет уведет в плен, т.е. Господь виноградник Свой отдаст иным делателям. В духовном плане тоже самое происходит с душой человека, которую порабощает мир своими достижениями в науке или других областях, но достичь Царства Божьего сможет лишь тот, кто не пристрастится к суетным вещам. Оградой же от искушений является Божественное Писание, которое также можно сравнить с виноградником, дающим плод. Как отмечает свт.Феофилакт, «ограда есть буква, ископанное точило – глубина духа, а башня – богословие – учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели – фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем Писания».

Почему камнем называет Господь Себя Самого, а зиждущимися – учителей иудейских? Иисус хоть не прямо сказал об этом, книжники и фарисеи, тем не менее, поняли это сразу. Камнем до этого Иисус назвал ап. Петра за твердость веры, здесь же употребляет сравнение Себя с камнем, который положен во главу угла. Этими сравнениями Господь устанавливает связь с людьми, составляющими единую Церковь Христову, в которой есть глава – Христос, есть основание, которое составили своей верой ученики Христовы. Кроме того, камень, положенный под угол в здании, может сдерживать с той и другой стороны его стены, чем с богословской точки зрения объясняется созидание единого храма и для иудеев и для язычников, верующих во Христа.

Падающие на камень и соблазняющиеся о Христе сокрушатся во второе Пришествие. Те же иудеи, которые составляли единый народ, после разорения иноплеменниками стали рассеянными по всей земле, т.е. уже получили сокрушение от камня. Они могут вновь соединиться с Богом только через веру во Христа, Которого ждали многие века, а когда Он пришел – не поверили. Почему? Потому что потеряли Бога в своей душе, делая беззакония.

Так будем же мы устрояться в храм Бога живого, прибегая к спасительному источнику жизни вечной – Святому Причащению. Ведь виноград – это еще и тот плод, из которого делают вино, преосуществляемое на Литургии в Святой Дар. Однако помните, что небрежное, неблагоговейное, неуважительное отношение к Святым Дарам есть тоже, что и отношение книжников с фарисеями ко Христу, на которых падает каменная скрижаль Закона Божьего. Тот же, кто с покаянием и верой подходит ко Христу, - удостаивается стать храмом Бога живого. Потому, одни, недостойные по своему неуважению ко Христу, после Причастия приобретают болезни, а другие, верующие в милосердие Божие, - получают исцеление.

Как писал прав. Иоанн Кронштадский, «через Тайны Ты всецело с нами, и плоть Твоя соединяется с нашею плотию и дух Твой соединяется с нашею душею, - и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляйся Господеви, един дух есть с Господом». Потому, по слову свт. Кирилла Иерусалимского, «ради скверны грехов не лишайте себя сих Священных и Духовных Таин», с верою и любовью приступая к Ним.

Комментариев нет:

Отправить комментарий