Лк., 83 зач., XVI, 19-31: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Ежедневные блистательные пиршества многим людям кажутся чем-то увлекательным, интересным, доставляющим наслаждение, удовольствие, дающим радость в жизни, когда никакие заботы вас не тревожат, и можно спокойно наслаждаться жизнью. Так думали люди на протяжении многих веков, особенно те, кто имел все, и те, кто не имел ничего, а лишь завидовал первым. Господь же, видя глубокое заблуждение людей, думающих, что в богатстве весь смысл жизни, приводит нам притчу о нищем Лазаре, который получил не просто большую мзду, а получил вечную, райскую жизнь в то время, когда жадный богач был удостоен лишь адских мук.
Чье имя будет вписано в книгу жизни? Имя того, кто поступал по заповедям Божиим, кто каялся в своих согрешеньях и полагал начало к исправленью. Не случайно в данной притче упоминается имя Лазаря и не упоминается имя богача. Слово "Лазарь" буквально значит "Божия помощь". Кому, как не "нищему" полностью уповать на Бога? Но, если мы посмотрим на современных нищих бомжей, попрошаек, то очень редко увидим того, кто не ропщет, кто уповает на Своего Создателя. Так какой нищий получает Божию помощь? Тот, кто нищ духом, нищ, т.е. свободен от страстей. Именно поэтому «Лазарем» может быть любой человек: богатый и бедный, начальник и подчиненный, но особое попечение Бог имеет о тех, кто всеми оставленный, творит добро и надеяться на Бога. И не надо думать, что таких людей, как Лазарь, сейчас нет. Часто осуждая всех подряд, мы не видим праведника, который стоит перед нами, не видим Христа, Которому даем милостыню, оказывая подаяние нищим и убогим.
Возьмите пример с прав. Авраама. Он, видя богача осужденным, не осудил его, но сказал по-отечески: «чадо». В мире правды нет осужденья, как бы, кто не пытался доказать свою правоту или обличить другого. Все действия человека или истинны, или ложны, праведны или неправедны, и подлежат рассмотрению на Суде Божием. Однако право судить есть лишь у Единого Бога. Именно поэтому, как не скорбел Авраам за свой народ, но не мог пременить решение Божие, да и по святости своей видел, что это невозможно. Богач не смог бы жить в раю, потому что от страстей отказаться бы не мог, а какой рай, если нет примиренья с Богом, нет любви ко всем?
«Некоторые спрашивают, - отмечает еп. Александр (Милеант), - не является ли несправедливостью и жестокостью обрекать на вечные мучения богача, поскольку его физические наслаждения были только временными? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять, что будущее блаженство или страдание нельзя рассматривать только, как пребывание в раю или в аду. Рай и ад являются в первую очередь состояниями души! Ведь если Царство Божие, по слову Спасителя, “находится внутри нас,” то и ад начинается в душе грешника. Когда в человеке почивает благодать Божия, тогда у него в душе рай. Когда же страсти и мучения совести обуревают его, тогда он страдает не меньше грешников, находящихся в аду. Вспомним мучения совести скупого рыцаря в известной поэме Пушкина “Скупой рыцарь:” “Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце; совесть, незваный гость, докучный собеседник, заимодавец грубый!” Страдания грешников будут особенно невыносимыми в той жизни потому, что не будет возможности удовлетворять свои страсти или покаянием облегчить укоры совести. Поэтому мучения грешников будут вечными».
Почему же Авраам отказал и в просьбе за живых родственников Лазаря? Потому что они не были способны принять Слово Божие, которое те и так уже не раз отвергали. Подобный вопрос часто задают о Воскресении: почему Христос не явился воскресшим всем? А почему до Тайной Вечери не допустил всех, потому и явился не всем, а тем, кто поверил. Да, и если бы явился воскресшим всему Иерусалиму, разве те злобные сердца не восстали в ярости еще больше? Нет, смерть Христу не страшна, но Он смотрит на душу, что полезно ей, а что нет. Это мы в жизни привыкли бросаться словами, не смотря на то, что подливаем масло в огонь, еще больше ввергая человека в грех. Нам же лучше больше вниманья обратить на свой грех, который всегда присутствует в нашем сердце и ищет выхода в сложных обстоятельствах. Потому не будем бояться этих обстоятельств, но просить Отца Небесного, лишь о том, чтобы Он избавил нас от искушения и помог справиться с грехом, как это делал нищий Лазарь. Обстоятельства у того были тяжелые, а все искушения он избежал.
Архим. Рафаил (Карелин) обобщает значение притчи в следующем: «Чему учит нас сегодняшняя притча? Учит быть сострадательными. Разве мало в мире болезней, страданий и скорбей? Потоки, реки слез, горьких как кровь, и теперь текут по лицу земли. Евангелие взывает к нам, чтобы мы не проходили мимо скорбей и несчастий ближних своих, закрыв свое сердце, погруженные лишь в свои дела, семейные заботы, в свои планы, не замечая никого, чтобы сердце наше не обросло твердой и жестокой корой.
Если мы внимательно всмотримся, то увидим, что у порога дома каждого из нас тоже есть страдающие Лазари».
Ежедневные блистательные пиршества многим людям кажутся чем-то увлекательным, интересным, доставляющим наслаждение, удовольствие, дающим радость в жизни, когда никакие заботы вас не тревожат, и можно спокойно наслаждаться жизнью. Так думали люди на протяжении многих веков, особенно те, кто имел все, и те, кто не имел ничего, а лишь завидовал первым. Господь же, видя глубокое заблуждение людей, думающих, что в богатстве весь смысл жизни, приводит нам притчу о нищем Лазаре, который получил не просто большую мзду, а получил вечную, райскую жизнь в то время, когда жадный богач был удостоен лишь адских мук.
Чье имя будет вписано в книгу жизни? Имя того, кто поступал по заповедям Божиим, кто каялся в своих согрешеньях и полагал начало к исправленью. Не случайно в данной притче упоминается имя Лазаря и не упоминается имя богача. Слово "Лазарь" буквально значит "Божия помощь". Кому, как не "нищему" полностью уповать на Бога? Но, если мы посмотрим на современных нищих бомжей, попрошаек, то очень редко увидим того, кто не ропщет, кто уповает на Своего Создателя. Так какой нищий получает Божию помощь? Тот, кто нищ духом, нищ, т.е. свободен от страстей. Именно поэтому «Лазарем» может быть любой человек: богатый и бедный, начальник и подчиненный, но особое попечение Бог имеет о тех, кто всеми оставленный, творит добро и надеяться на Бога. И не надо думать, что таких людей, как Лазарь, сейчас нет. Часто осуждая всех подряд, мы не видим праведника, который стоит перед нами, не видим Христа, Которому даем милостыню, оказывая подаяние нищим и убогим.
Возьмите пример с прав. Авраама. Он, видя богача осужденным, не осудил его, но сказал по-отечески: «чадо». В мире правды нет осужденья, как бы, кто не пытался доказать свою правоту или обличить другого. Все действия человека или истинны, или ложны, праведны или неправедны, и подлежат рассмотрению на Суде Божием. Однако право судить есть лишь у Единого Бога. Именно поэтому, как не скорбел Авраам за свой народ, но не мог пременить решение Божие, да и по святости своей видел, что это невозможно. Богач не смог бы жить в раю, потому что от страстей отказаться бы не мог, а какой рай, если нет примиренья с Богом, нет любви ко всем?
«Некоторые спрашивают, - отмечает еп. Александр (Милеант), - не является ли несправедливостью и жестокостью обрекать на вечные мучения богача, поскольку его физические наслаждения были только временными? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять, что будущее блаженство или страдание нельзя рассматривать только, как пребывание в раю или в аду. Рай и ад являются в первую очередь состояниями души! Ведь если Царство Божие, по слову Спасителя, “находится внутри нас,” то и ад начинается в душе грешника. Когда в человеке почивает благодать Божия, тогда у него в душе рай. Когда же страсти и мучения совести обуревают его, тогда он страдает не меньше грешников, находящихся в аду. Вспомним мучения совести скупого рыцаря в известной поэме Пушкина “Скупой рыцарь:” “Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце; совесть, незваный гость, докучный собеседник, заимодавец грубый!” Страдания грешников будут особенно невыносимыми в той жизни потому, что не будет возможности удовлетворять свои страсти или покаянием облегчить укоры совести. Поэтому мучения грешников будут вечными».
Почему же Авраам отказал и в просьбе за живых родственников Лазаря? Потому что они не были способны принять Слово Божие, которое те и так уже не раз отвергали. Подобный вопрос часто задают о Воскресении: почему Христос не явился воскресшим всем? А почему до Тайной Вечери не допустил всех, потому и явился не всем, а тем, кто поверил. Да, и если бы явился воскресшим всему Иерусалиму, разве те злобные сердца не восстали в ярости еще больше? Нет, смерть Христу не страшна, но Он смотрит на душу, что полезно ей, а что нет. Это мы в жизни привыкли бросаться словами, не смотря на то, что подливаем масло в огонь, еще больше ввергая человека в грех. Нам же лучше больше вниманья обратить на свой грех, который всегда присутствует в нашем сердце и ищет выхода в сложных обстоятельствах. Потому не будем бояться этих обстоятельств, но просить Отца Небесного, лишь о том, чтобы Он избавил нас от искушения и помог справиться с грехом, как это делал нищий Лазарь. Обстоятельства у того были тяжелые, а все искушения он избежал.
Архим. Рафаил (Карелин) обобщает значение притчи в следующем: «Чему учит нас сегодняшняя притча? Учит быть сострадательными. Разве мало в мире болезней, страданий и скорбей? Потоки, реки слез, горьких как кровь, и теперь текут по лицу земли. Евангелие взывает к нам, чтобы мы не проходили мимо скорбей и несчастий ближних своих, закрыв свое сердце, погруженные лишь в свои дела, семейные заботы, в свои планы, не замечая никого, чтобы сердце наше не обросло твердой и жестокой корой.
Если мы внимательно всмотримся, то увидим, что у порога дома каждого из нас тоже есть страдающие Лазари».
Комментариев нет:
Отправить комментарий