1 нояб. 2009 г.

Неделя 21 по Пятидесятнице

Лк., 35 зач., VIII, 5-15: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Это притча о том, как нужно хранить и преумножать веру, несмотря ни на какие искушения. Даже если по вашей дороге пройдут толпы людей, идущих на бесовское игрище в казино или какой-нибудь игровой центр, не идите вслед. Если в ваше холодное сердце постучится человек, откройте ему дверь. Если вас все отвлекают, и вы погрязли в суете, услышьте голос из толпы. Если сделаете хоть малое из того, то ваша почва удобрится и станет удобной для возделывания.

Как отмечает архим. Кирилл (Павлов), «нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля, но бросьте в нее семена, и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучами солнечными - и она украсится многообразными, золотистыми цветами, плодами и злаками. Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только к взращиванию греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарелого возраста. Но, когда посеется на ней живое семя слова Божия и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Христовой и согреется дыханием Пресвятаго Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святаго Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием (см.: Гал. 5, 22-23)».

В разных житейских ситуациях мы часто поступаем по всем вариантам, о которых сказал Господь, но от нас требуется всегда одно – доброе и чистое сердце. Именно в нем рождается настоящая молитва, плодом которой является постоянное приобретение добрых помыслов, добрых дел. Конечно, грех всегда будет вставать на нашем пути, искушения будут возрастать до предела, ибо диавол, видя исправляющегося, желает помешать делу спасения, но в терпении каждому дано обрести мир, сохранив свою веру. Претерпевший до конца спасется.

Также эта притча говорит о сеятеле – человеке, который сеет семя. Сеятелями были пророки, сеятелем был Иоанн Предтеча, сеятелями были апостолы, сеятелями стали все те, кто безбоязненно проповедует Слово Божие. Именно это семя – Слово Божие – одни попирают ногами, другие – заглушают бранными словами, третьи – безмолвно молчат, словно ничего не слышали, но суд будет одинаков для всех. Тогда уже никто не скажет, что не слышал о заповедях; не знал, что так все серьезно, потому что Господь приходил к каждому, стучался в дверь каждого сердца. Кто не мог принять Слово Божие, потому что не знал Бога, тому Христос говорил притчей. Кто веровал во Христа – тому говорил прямо. Так что не осталось человека на земле, который бы не знал о добре и зле, о душевном спокойствии и суете, о правде и лжи, о верности и предательстве. Все познал человек, чтобы сделать свой выбор. Те, кто делал его в сторону добра – принимал в себя Христа, даже не зная о Нем, ибо Бог есть любовь. Там, где есть искренняя и чистая любовь, подвигающая к добру, там забывается в человеке его собственное «я», и он начинает жить по заповедям, ища своего Творца. Кто находит Его – находит Св.Троицу, входит в жизнь Церкви и уже никогда не бросает своей веры. Но и те, кто сделал выбор в сторону зла, не теряют надежды, - пока они живы, возможно и спасение через покаяние, через постоянное сокрушение о своих грехах, слезами размягчающее любую почву; через молитву и пост, разбивающих глыбы земли и делающих почву рыхлой. И в злом сердце растут семена, ибо и в нем есть хоть немного добра, но если человек не будет выдергивать плевелы, то станет волком в овечьей шкуре. Он будет хорошо знать закон Божий, и даже проповедовать, но сеятелем не будет, потому что сам презрел закон и в словах его – ложь. Бегите от таких иеговистов и прочих сектантов, которые, говоря о Боге, уводят от Бога. Слово Божие не живет в их сердце, полном раболепства и самохвальства. Любой грех простится человеку, но не хула на Духа Святого, а любая ересь хулит Святую Троицу и не кается в том, хулит Церковь православную и нападает на нее, потому что в ней совершается великое таинство, в ней человек познает Бога и принимает в себя Слово Божие.

Но почему сеятель бросает семя не только на добрую землю, но и на негодную? Чтобы спасти и заблудшую овцу. Потому что Евангелие, как отмечает свт. Николай Сербский, «открыто всем и не ограничено какой-то одной группой людей, как было со многими самозванными учениями греков и египтян, темными и чародейскими, целью которых была скорее власть одного человека или группы людей над всеми остальными, чем спасение душ человеческих. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф.10:27). Так заповедал Господь Своим ученикам - главный Сеятель другим сеятелям. Далее, и потому еще, что Бог желает спасения всем человеческим душам, ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:4), не желая, чтобы кто погиб (2Пет.3:9)…

Какой урожай приносит слово Христово на доброй земле? Иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Так Господь сказал по бесконечной Своей милости и снисхождению к людям. Он не требует со всех людей одинаково, но от одних больше, от других - меньше: лишь бы как можно больше душ спаслось и наследовало Царствие Небесное. Евангелист Лука упоминает только о сторичном плоде - принесло плод сторичный - чтобы в общем показать обилие урожая на доброй земле. А Матфей и Марк говорят не об обилии урожая вообще, но о трёх различных количествах плодов, которые удовлетворяют Домовладыку. Этим выражается та же мысль, что и в притче о талантах. И к рабу с десятью талантами, и к рабу с четырьмя талантами Господь обращается с одинаковыми словами и равно их награждает: хорошо, добрый и верный раб! - войди в радость господина твоего (Мф.25:21-23). Ибо и Царствие Небесное имеет ступени величия и власти, и не все спасенные создания находятся на одной ступени, хотя все - в несказанном сиянии и неизреченной радости...

Да будет честь и слава Живому и Живоносному Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.».

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий