11 мар. 2009 г.

Евангелие в Неделю 1-ю Великого поста

Эта неделя называется Торжеством Православия. В храме читается следующий отрывок Евангелия от Иоанна (1 глава, 43-51 стих): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Призвание апостолов происходило отнюдь не случайным образом. Господь избрал Себе в ученики самых простых людей, не ученых книжников и фарисеев, считающих себя сведущими в законе и Священном Писании, могущих толковать сложные места, учить народ, а тех, кто не обладал особыми знаниями, не имел высокого авторитета среди людей. Этим избранием Господь показал, что все дары Он дает за чистое и доброе сердце, за отсутствие лицемерия и лукавства. "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства", - сказал о Нафанаиле Христос. Пусть тот не поверил в то, что из Назарета может прийти Спаситель, но все же пошел по первому зову. Как не заметить с какой быстротой согласился Нафанаил на предложение Филиппа пойти познакомиться с тем, о ком так много говорили люди? Как не заметить чаяние апостолов встретиться с Тем, о Ком писали Моисей и пророки? Именно за это искание правды и истины в мире, чуждое всякого лицемерия, Господь соделал простых людей апостолами.

Посмотрите, с какой любовью Господь призвал Нафанаила на служение. Иисус, видя все тайные мысли человека, даже не рассердился на него, а наоборот оправдал: "в нем нет лукавства". Ведь Нафанаил искренно считал, что из Назарета не может прийти ничего доброго, т.е. спасительного для людей. Назарет считался захолустным селением, отчего возникла даже поговорка - "из Назарета может ли быть что доброе"? Это не были слова неверующего, - отмечает свт. Иоанн Златоуст, - "и не обвинений заслуживали, а похвал. Как и почему? Потому, что он был более Филиппа сведущ в пророчествах. Он знал из Писаний, что Христу надлежит придти из Вифлиеема и из селения, в котором был Давид". Да и без доказательств не следовало принимать все на веру, чтоб не ошибиться. Тем не менее, "смотри, как Нафанаил, и при недоумении своем, благоразумен и умерен. Он не сказал тотчас же: ты обманываешь меня, Филипп, и лжешь. Я не верю, не пойду; я знаю из пророчеств, что Христу надлежит придти из Вифлеема. А ты говоришь – из Назарета. Это не Христос. Нет, ничего такого Нафанаил не сказал", обнаружив свое сильное и искреннее желание найти Христа, Того, Кто освободит мир от тяжести греха.

Полная перемена в Нафанаиле произошла при встрече со Христом, когда он увидел в Нем Того, Кто недавно позвал его. Скорее всего, голос Божий Нафанаил почувствовал и в словах Филиппа, так воодушевленно говорящего об Иисусе. Мы не знаем, о чем думал Нафанаил, лежа под смоковницей, но можем предположить, что его мысли также были обращены к Богу. Он молился, и Бог единый в трех Лицах, был в тот момент рядом, а может даже в самом сердце, устремившегося всей душой к Своему Создателю. Никто не видел Нафанаила лежащим под деревом, разве только Филипп, но тот не мог еще никому сказать об этом. Зато Бог видел Нафанаила еще раньше, чем подошел Филипп. Что это значит? Как раз и значит, что Бог видел происходящее в сердце, Бог призвал, а не человек. Именно поэтому, Нафанаил мог теперь с уверенностью исповедать свою веру : «Ты - Сын Божий!». Кто еще может знать мысли и чувства человека? Тот, Кто рождается от Отца. Кто еще может познать душу? Тот, Кто может открыть тайну: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Нафанаил был поражен не столько прозорливостью Христа, ибо и пророк мог сказать то же, сколько бесконечной любовью Бога к человеку. Ведь, подойдя ко Христу, Нафанаил тут же понял значение слов: "вот подлинно Израильтянин", - за которыми последовало не осуждение, а утверждение веры. Там, у смоковницы, когда подошел Филипп, Нафанаил размышлял как настоящий иудей, знающий Писания. Здесь, рядом со Христом, он увидел исполнение пророческих слов. На землю пришел Спаситель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий