"И вниде паки в капернаум по днех: и слышано бысть, яко в дому есть. Тотчас И абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех: и глаголаше им слово. И приидоша к нему носяще разслабленна (жилами), носима четырми: и не могущым приближитися к нему народа ради, открыша покров, идеже бе, и прокопавше свесиша одр, на немже разслабленный лежаше. Видев же Иисус веру их, глагола разслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои. Бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в сердцах своих: что сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог? И абие разумев Иисус духом своим, яко тако тии помышляют в себе, рече им: что сия помышляете в сердцах ваших? что есть удобее? рещи разслабленному: отпущаются тебе греси? или рещи: востани, и возми одр твой, и ходи? но да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи: глагола разслабленному: тебе глаголю: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой. И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми: яко дивитися всем и славити Бога, глаголющым, яко николиже тако видехом".
Господь часто проповедовал в синагоге, в которую верующие, как обычно, собирались для молитвы и изучения Священного Писания. Многие люди, хотя бы раз услышавшие Христа, стремились увидеть Его вновь. Услышав живое слово, отличное от слов книжников и фарисеев, они следовали за Иисусом, искали удобное место для беседы, разрешения внутренних духовных вопросов, а самое главное, они чувствовали Его высшую духовную силу, могущую исцелять души и тела. О такой встрече повествует нам евангелист Марк.
Придя в Капернаум, Господь остановился в одном доме, который тут же наполнился народом, чающим встречи со Христом. Но преподнеся людям слово истины, Иисус приготовил их к чему-то большему - чуду, которое может открыться людям с чистым сердцем. Спаситель еще не договорил о вечных ценностях жизни, как открылась кровля, через которую вниз спустили расслабленного. И как тому подобало, говоря о добре, Христос тут же показал чудо веры и дело добра.
Придя в Капернаум, Господь остановился в одном доме, который тут же наполнился народом, чающим встречи со Христом. Но преподнеся людям слово истины, Иисус приготовил их к чему-то большему - чуду, которое может открыться людям с чистым сердцем. Спаситель еще не договорил о вечных ценностях жизни, как открылась кровля, через которую вниз спустили расслабленного. И как тому подобало, говоря о добре, Христос тут же показал чудо веры и дело добра.
Конечно, строение домов в Капернауме было совсем не таким, как в настоящее время, - кровли легко разбирались и собирались, поэтому никакого разбоя здесь не было. В то же время любой хозяин мог бы хорошенько наругаться на такого взломщика, но мы не видим ни единого ропота, возмущения - ведь Сам Господь показал Свое расположение к отважившимся разобрать крышу. Ведь они сделали это по любви, по вере болящего и по своей собственной, потому что не могли подойти ко Христу сквозь непреодолимую толпу. И Господь узрел эту веру, и исцелил по этой вере расслабленного.
Как часто у нас, особенно в Великие праздники, бывает много народа в храме, каждый хочет быть ближе к алтарю, слышать каждое слово, произносимое церковнослужителями, не замечая тех, кто стоит у дверей, и может нуждается в большей помощи. Некоторые уходят из храма, говоря: "А, все равно ничего не слышно", другие пытаются пролезть вперед, толкая людей, а кто-то смиренно стоит у входа. С кем будет рядом Господь? Кому Он подаст исцеление? В повествуемой нам евангелистом Марком истории, это исцеление получил тот, кто сам не мог постоять за себя, но имел веру и хороших друзей. Имейте веру и даже, стоя у дверей храма, вас может коснуться Божья благодать больше, чем тех, кто слышит каждое слово! Но, получив желаемое, не уходите и еще без одного ценного подарка - прощение грехов. Как только появится возможность, идите в храм и исповедуйте свои грехи, удостоверив Бога своим желанием жить по-новому, без той тяжести греховной, которая часто лишает нас здоровья.
В тот же момент, когда Господь сказал расслабленному, что ему прощаются грехи, находящиеся среди народа книжники, тут же возроптали. Ведь прощение грехов может осуществить только Бог, значит сказавший эти слова - богохульник. Но как же богохульник может творить чудеса? Ведь не один, а уже многие исцеленные, свидетельствовали об Истине, потому что каждый из них, чувствовал не только освобождение от телесного недуга, но и от греховной страсти, чувствовал силу к борьбе с грехом. Такое мог сделать только Бог, а не человек. Сами исцеленные могли легко удостоверить каждого в истинности всего, что говорил и делал Господь наш Иисус Христос.
Были еще одни свидетели - люди, которые знали исцеленных, часто видели их - кому как не родным и знакомым было не видеть изменения в человеке? Так и распространялась вера во Христа, истинного Бога. Она открывалась простым людям чаще, чем ученым, возносящихся своим умом и не могущим поверить в чудо. Как указывает блаж. Феофилакт Болгарский, только смирившийся может воспринять Истину, словно тот расслабленный, спустившийся сверху вниз, как делает и наш ум, вспоминая свои грехи.
Были еще одни свидетели - люди, которые знали исцеленных, часто видели их - кому как не родным и знакомым было не видеть изменения в человеке? Так и распространялась вера во Христа, истинного Бога. Она открывалась простым людям чаще, чем ученым, возносящихся своим умом и не могущим поверить в чудо. Как указывает блаж. Феофилакт Болгарский, только смирившийся может воспринять Истину, словно тот расслабленный, спустившийся сверху вниз, как делает и наш ум, вспоминая свои грехи.
Еще один отрывок Евангелия, читаемого в это воскресенье в Церкви, посвящен памяти святителя Григория Паламы.
Евангелие от Иоанна 10, 9-16.
"Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет. Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут и лишше имут. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы: а наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах.
Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя: якоже знает мя Отец, и аз знаю Отца: и душу мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести: и глас мой услышат, и будет едино стадо (и) един пастырь".
Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя: якоже знает мя Отец, и аз знаю Отца: и душу мою полагаю за овцы. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести: и глас мой услышат, и будет едино стадо (и) един пастырь".
Снова второй отрывок убеждает нас в непроложной истине. Слова «Я есмь», употребляемые в Библии не так часто, но обязательно, когда Бог открывается перед людьми с особым наставлением, настораживают слушающих. По блж. Феофилакту, словами «Я есмь» Иисус выражает Свое единство, «личную тождественность» с Богом. Сравнивая Себя с дверью, через которую люди смогут войти в Царство Божие, Господь открывает нам тайну этого вхождения, потому что войти в дверь может только законопослушный, а не вор, влазящий в окно. Бог уготовал нам путь ко спасению, и нужно всего лишь согласиться идти по Его заповедям всю жизнь.
Выбранные Господом нашим Иисусом Христом образы пастыря, овец также не являются случайным. При благословении Иакова (Быт. 48,15; 49,24) Бог является «Пастырем Израиля» (Пс. 22; 79,2; Иер. 31,10; Иез. 34,12.31). Псалмопевец Давид называется «Царем и Пастырем», поскольку «Пастыреначальник» есть Пастырь-Патриарх, Иезекииль свидетельствует о суде между козлами и овцами. Понятно, что хорошее стадо может быть лишь у того, кто искренне заботится о нем. У того же, кто работает только ради денег, не понимая и не принимая во внимание нужды каждого, стадо либо расхитят волки, либо рассеется и погибнет, либо будет неухоженным. Провести параллель с людьми не так сложно. Каждый из нас должен нести ответственность за вверенных ему людей: родители - за детей, начальники - за подчиненных, а священники - за духовных чад. Смысл пастырства един - пасти стадо по любви. Особая роль принадлежит тем, кто главенствует в Церкви, окормляет ее. Эта роль не ограничивается заботой о тех, кто находится в Церкви, да и Господь не раз говорил о необходимости призвания тех, кто еще не считает себя принадлежащим к стаду.
И снова мы слышим слова "Я есть пастырь добрый", усиливающие значение далее сказанных слов. Господь словно говорит: не удивляйтесь тому, что Я знаю ваши сердца, потому что, как знает Меня Отец, так и Я знаю Отца. Эта богооткровенная истина, в которую Господь посвятил Своих учеников, является новым свидетельством о тайне Святой Троицы, заветом любви, положенным в основу пастырского окормления. Не следует надеяться только на свои силы, даже когда сеешь добрые слова в сердца людей и пытаешься помочь ближнему, но всегда следует уповать на Господа, знающего душу каждого человека, могущего укрепить в вере и пастыря, и пасомого .
Когда же сил человеческих не хватит для проповеди, голос Божий все равно будет звучать в сердцах людей, находящихся на любом конце земли, возвещать об Истине, распознании добра и зла. Не стоит ставить себе в заслугу то, что ты привел кого-то к храму, ибо прежде тебя его позвал Господь, ты жебыл нужен этому человеку для удостоверения веры. Так поступали святые угодники Божии, особенно святители - архипастыри Церкви - епископы, митрополиты, патриархи, совершая, казалось бы неподъемный труд для человека. Но именно благодатью Божией они совершали его во благо своему народу, спасая души от злых волков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий