24 мар. 2009 г.

Евангелие в 3-ю неделю Великого поста (Крестопоклонная)

"И призвав народы со ученики своими, рече им: иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет: иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою мене ради и Евангелиа, той спасет ю: кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? или что даст человек измену на души своей? иже бо аще постыдится мене и моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца своего со ангелы святыми. И глаголаше им: аминь глаголю вам, яко суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие пришедшее в силе".

На 3-ей неделе Великого поста, в воскресенье, Церковью установлено поклонение Кресту, Животворящему древу, на котором распяли Христа. Хотя это событие прошло довольно давно, но каждое слово и действие Христа, совершенное в то далекое время, является живым по сей день. Сегодняшний день не просто обычная дань памяти Христу, Сыну Божьему, воплотившемуся от Девы Марии и распятому за грехи людей на кресте во искупление их вины. Это живая история, повторяющаяся каждый день в сердцах людей, гнездящих в себе добро и зло. Современный человек мало чем отличается по своему духовному состоянию от того, который жил во времена Христа. Каждый может найти в себе то фарисея, то книжника, то разбойника, то Пилата... и это осознание греха приводит его к Богу. Ведь, если в любой стариной книге мы не можем реально встретиться с ее персонажами, то в Евангелии - такая встреча реальна, потому что Бог вечен и откликается на наши просьбы и нужды, особенно, если видит в человеке сокрушение о своих грехах. Вот почему так полезно каждому христианину читать Евангелие - книгу жизни, в которая описана вся земная жизнь Иисуса Христа - от рождения до крестной смерти и Воскресения.

Путь ко Христу каждого человека также лежит через страданья, пусть намного меньшие, чем были у Господа, но страданья. Мало того, человек испытывает их всегда, когда хочет избавиться от страсти, терпя искушение, но зато, освободившись от греха, получает награду - мир души и несказанную радость, которую просто так оказывается тяжело найти в своей жизни. Страданья могут усугубляться насмешками со стороны маловерующих людей, а иногда неприязнь, но если преодолеть искушение, сохранив любовь к Богу и людям, получите большую награду - смелость и кротость пророка Давида. Псалмопевец Давид побеждал на войне тысячи, но при этом хранил чувство благоговения и страха Божия, что делало его кротким, без ропота исполняющим заповедь, сильным в борьбе не только с внешними, но и с внутренними врагами - злыми помыслами.

К сожалению, многих людей пугает идея самоотвержения. Им кажется невообразимым ограничивать себя в чем-то, воздерживаться от чего-то, у них возникает печаль еще прежде, чем сделать что-то ради другого, а не ради себя. Но как раз представление о печали вводит их в заблуждение, потому что победа в борьбе приносит радость. Даже если эта победа пока слишком маленькая, она все равно является победой, властью человека над самим собой, своими чувствами. Победившему Бог дает Свою благодать, выражающуюся в несказанной радости, любви, которая перекрывает собой все наслаждения мира.

Как печаль бывает мирской, возникающей по поводу потери, лишения, неудовлетворения, так и страданья бывают мирскими, вызывающими боль вследствие собственного недостатка, греха, неумения правильно относиться к трудностям и справляться с ними. Но праведная печаль, когда человека огорчает чужой или свой грех, сопряженная молитвой о прощении, не допускает ни ропота, ни осуждения. Она помогает человеку, словно по ступенькам, подняться вверх, обратиться к Богу с просьбой о помощи. В результате, эта печаль растворяется в молитве и претворяется Богом в живительную росу, питающую землю. Такой человек всегда подаст руку помощи, возрастит в другом человеке надежду, и сам возрастет в вере. Страданья тоже бывают праведные, когда нет вины в человеке, но он поносим и злословим за свое добро. Только странная вещь: его обличают, а он еще более чист; его унижают, а его дух все более прекрасен, непреклонен под иго греха. Этот мученический путь открывается перед теми, кто хочет стать совершенным, свободным от всех проявлений греха.

Мы знаем целый сонм мучеников за Христа, которые за одну свою решимость изменить свою жизнь и последовать за Христом, несмотря ни на какие скорби, обрели себе вечный покой. Покой - не в значении бездействия - но в значении обретения места упокоения в раю, где они также беспредельно и совершенно служат Небесному Царю, заботясь и о людях на земле. Кто не знает св. мученика Вонифатия, во мгновение оставившего свою блудную жизнь и до сих пор молящегося о грешниках, выводя их из пропасти блуда и пьянства? Кто не знает разбойника на кресте? Променял бы хоть один святой те минуты страданья на спокойную жизнь, в которой бы не было той веры и исправленья? Конечно, нет, поэтому страданья, как мы видим в описании жизни многих мучеников, они воспринимали с молитвой на устах, что делало их сильными, а порой не поддающимися действию жестоких орудий. Бог каждого сохраняет Своей благодатью и дает силы к перенесению испытаний.

Вот как раз о пути приобретения и несения своего креста говорится в указанном Евангелии. Если же кто, неся свой крест, удалится от Христа, отвергнет Его заповеди, тот не может быть назван Его учеником. Он тут же становится слабовольным, несмотря на кичащую смелость, потому что стал рабом греха. Он может приобрести все богатства мира или подчинить себе множество людей, но от этого никогда не станет лучше и добрей, разве только луч солнца растопит его сердце, и Он снова узрит Христа. А все потому, что душа его - христианка - созданная по образу и подобию Божию. Даже, если человек родился в другой вере и чужд понятий о Троице, Богородице, святых, он все равно имеет, как все люди, созданные Богом, дух, душу и тело, которые находятся в гармонии только тогда, когда служат добру. Стражем этой гармонии является совесть. Кто отвергает ее, заглушает ее голос в себе, вставая на путь неправды, тот вредит своей душе, обрекает ее на вечные страданья и гибель.

"Что даст человек измену на души своей?", т.е. какой выкуп даст человек за душу свою? Никакой, если нет в нем дородетелей, добрых дел. На Страшнем Суде уже будет поздно говорить, что не знал о Боге и о заповедях, потому что в жизни не знание, а желание человека принимать или отвергать Истину, доброе и злое определяет его жизненный выбор. Каждому человеку на земле Бог дает возможность спастись, но тот, кто отвергает эту помощь, от того отвернется и Бог, когда придет во славе Своей судить живых и мертвых.

Не только Суд должен беречь человека от греха, но в первую очередь, любовь, потому что человек, забывая о ней, как раз и совершает всякий грех. Тот же, кто научился любить и дарить эту любовь другим, еще не вкусив смерти, увидит Царствие Божие, как и сказано в Евангелии: "Царство Божие внутрь вас есть", т.е. в том, кто жаждет встречи со Христом и следует по Его стопам.

1 комментарий:

  1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

    СЛОВО В НЕДЕЛЮ 3-Ю ВЕЛИКОГО ПОСТА

    http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-4/Ioann_Krest-V_post3.htm

    ОтветитьУдалить