Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его".
Описываемое в Евангелии событие о явлении Христа Своим ученикам имело двойной смысл: Господь уверил в Своем Воскресении не только Фому, но и вразумил через него других учеников. Вразумляет оно и нас, когда мы проявляем малодушие, маловерие, сомневаемся, нужно ли исполнять заповедь или нет. То любостяжание, то чревоугодие, то прелюбодеяние, порой, заглатывает человека настолько, что он перестает верить в то, что спасительно для него. Особенно это актуально для тех, кто после проведения пасхальных торжеств активно предался грехам. "Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, - говорил св. Иоанн Кронштадский, - потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Таин, попрали их, как неразумные животные, ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, — и уже не воротят этого времени... Истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти".
Милостивый Господь, как младенцев, удостоверяет нас изо дня в день в том, что любой грех ведет к еще большему греху, опустошая душу, прогоняя благодать, ожесточая сердце. Но слышим ли мы Его? Апостол Фома услышал и поверил, пусть через прикосновение к ранам Христа, но поверил. Мы же за это объявляем его неверующим, и сами остаемся жить маловерами. Вот, чтобы избавить нас от этого недостатка Церковь установила праздник Антипасхи, т.е. праздник, восполняющий Пасху, обновляющий память о воскресении Христа во плоти. Кто допускал маловерие должен в этот день восполнить свою утерянную веру, как это сделал ап. Фома. Ведь "антипасха" обозначает не противление, а возмещение, восполнение. Если Светлая неделя знаменует первое пришествие Христово, то следующая за ней неделя - "второе пришествие Христово яве показует". Недаром и о вторник Фоминой недели поминаются усопшие, да и все мы чаем воскресения мертвых, обновления нашего грешного человеческого существа.
Господь явился ученикам в самый первый день недели, показав им раны на руках и ногах, и под ребром, чтобы никто не подумал, что перед ними только Дух. Что же удивительного в том, что апостол Фома, не видевший Господа, засомневался в реальности этого события? Ему было тяжело преодолеть все те чувства, которые пережил в предшествующие дни. Сказано, что даже двери дома были заперты из опасения от Иудеев. Тяжело было понять, и то, почему именно он не оказался в горнице, когда все 10 апостолов удостоились видения? В утверждении Фомы "если не увижу... не поверю", был своего рода вызов Господу: "Почему оставил меня?" Все десять через дуновение приняли Духа Святого, получили власть прощать грехи людские и проповедовать Евангелие во всем мире, разве может быть, чтоб их любимый учитель оставил его? Конечно, нет, но через Фому Господь утвердил в вере многих. Конечно, и Фома примет Духа Святого и отправится на проповедь, более того, он закончит жизнь мученической смертью. Явлением Фоме с учениками воскресший Господь уверил всех людей на все последующие времена в том, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а ту, которая была пригвождена ко кресту, не оставив уже никаких сомнений. Блаженны невидевшие и уверовавшие, - вот к чему должен стремится каждый, подражая вере Корнилия сотника, который верил в выздоровление своего слуги только по одному слову Господа.
Такой верой обладали и самые близкие ученики Иисуса Христа: Матерь Божия, которой по преданию Господь явился самой первой, но по своему смирению она не пожелала, чтобы евангелисты выделили ее имя среди святых жен-мироносиц, апостолы Петр и Иоанн также первыми побежали к гробу, услышав известие о Воскресении, хотя не им, а Луке и Клеопе Господь явился на пути в Еммаус, и лишь затем - всем 10 апостолам с некоторыми приближенными людьми, пребывающими в близком молитвенном общении. Фома же, "бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".
Впоследствии апостол Фома также, как и прошлый раз, не успеет прийти к погребению, но уже Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. Он будет в далекой стране на проповеди, и Промыслом Божиим не будет, как все остальные, неведомым образом доставлен к одру Богоматери. Но ни доли ропота и маловерия он уже не проявит, искупив свой прежний грех. Смиренно приняв случившееся, он лишь попросит открыть ему гроб, и первым удостоится новой Пасхи, узнав о чудном воскресении Богородицы. К такому же преображению души призывает и нас Господь в эти праздничные пасхальные дни. Христос воскресе!