Когда ученики Христовы возроптали на братьев Зеведеевых (мол, те вознеслись над всеми в своем желании первенствовать), Господь простер Свою руку помощи. Он не осудил и не возроптал, видя искреннее желание братьев быть ближе к Нему, но воззвал к душе каждого из них: "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" Тем не менее ученикам тяжело было внять словам: "Не знаете, чего просите", поэтому сразу ответили: "Да, можем". С одной стороны, похвально их дерзновение, тем паче в будущем сбудутся эти слова. Иаков, старший брат, и Иоанн, будущий богослов, автор последнего Евангелия, после распятия Христа, будут ревностно отдаваться служению Богу и людям. Иаков будет участвовать в устроении первых христианских общин. После Петра и, возможно, Матфея, Иаков был лучшим оратором среди апостолов. Из всех двенадцати он ближе других подошел к постижению подлинной важности и смысла учения Иисуса, которое мог изъяснять на доступном для всех языке. Это объяснялось еще и тем, что Иаков был способен понять людей самого разного толка.
Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового завета. В 44 г. царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Иаков стал первым из двенадцати апостолов, пострадавших за Христа. Ирод Агриппа боялся Иакова больше, чем всех других апостолов, за его храбрость и решительность, умение оспорить суждения против учения Христа.
Иоанн Богослов, самый возлюбленный и молодой из всех апостолов, также претерпит множество страданий, до самого конца неся слова любви. Его так и прозвали - апостол любви. Как и предрек ему Господь, явившись апостолам по воскресении, Иоанн не познал смерти. Дожив до столетнего возраста, он вместе со своими близкими учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую лег и приготовился умереть. Христиане, жившие в г. Ефесе, после смерти апостола раскопали его могилу, однако не нашли тела апостола. Ежегодно в этот день и месяц от гроба апостола Иоанна исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления.
Лк., 33 зач., VII, 36-50: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
В пятую неделю Великого Поста отмечается память преп. Марии Египетской. Евангельские строки, как нельзя лучше, отвечают на вопросы, связанные с жизнью преподобной. Блудница, которая могла совратить огромное количество людей, не взирая ни на семейное положение человека, ни на его жизненные принципы, изменила вдруг свою жизнь так бесповоротно, что, припав душой к стопам Спасителя, навсегда осталась с Ним.
Отныне только Христос был в сердце Марии. Уйдя в пустыню, она не видела ни людей, ни зверей. Но не имея ничего, ведь даже одежда ее истлела под палящим солнцем, она имела все блага от Господа. Какие блага могла иметь Мария – спросите вы, - если у нее не было жилья, не было даже простой еды (двумя с половиной хлебами она прокормилась много лет, да скудная растительность была ее пищей и питием), не было никаких предметов быта, нужных вещей, книг и прочего? Тем не менее, благ преподобная имела больше, чем все люди, жившие в городе. Какие?
Благо есть добро. Мария получила от Бога все полезное, служащее к ее спасению. Терпя голод, зной, страх, она научилась всецело надеяться на Бога. Ради Бога она оставила грех, потому что любовь к Спасителю ворвалась в ее сердце. Ведь именно на праздник Воздвижения Креста Господня произошла перемена в душе блудницы, увидевшей себя отвергнутой невидимой силой, недостойной поклонения Честному Кресту. В то время как все до единого могли поклониться Ему, она – не могла, как не порывалась. Но Бог отверг лишь ее злые дела, поэтому, как только она решила отказаться от них, обратившись за помощью к Царице Небесной, благодать озарила душу, покаянными слезами она словно омыла ноги Христа и получила прощение грехов. Матерь Божия, взяв покров над грешницей, повелела ей для спасения перейти за Иордан. С этого времени Мария сердцем узрела Христа, полюбила Его всей душой. Эта любовь поглотила ее, отвратила от греха и повела за Христом. Любовь к Богу научила ее любить каждого человека, уже не той плотской любовью, которая может и появлялась когда на миг, а возвышенной, духовной любовью, равной той, которую имеет мать к своему дитя. Так и сейчас преподобная мать Мария заботится о каждом, призывающем ее с верой. А если б она не поверила Христу, Богородице, смогла ли бы она так надеяться и любить?
Приобретя благость – эту высшую степень любви и милосердия, соединение всех существующих добродетелей, Мария не только познала Бога, не только узрела Его сердцем, но сделала себя жилищем, храмом Божиим. Как еще можно объяснить те великие чудеса, которые сопровождали жизнь преподобной? Она могла питаться Словом Божиим, размышлением о Боге, помня подателя благ – Отца Небесного. Она могла ходить по водам, как Христос соделал для утверждения учеников в вере. Она знала Священное Писание, написанное через праотцев Духом Святым, и говорила словами из него, хотя этому нигде не училась, и даже не имела возможности читать. На вопрос преп. Зосимы, как такое возможно, Мария ответила: «Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму» ( Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13).
Вся жизнь святой – бесконечный подвиг. Самым тяжелым временем были первые 17 лет пребывания в пустыне, когда злые духи терзали душу воспоминаньями блудной жизни, желая вызвать хоть каплю услаждения; искушали бренное тело, желая довести до отчаяния, но силой духа Мария стояла в вере до конца, помня свой обет, данный перед иконой Пресвятой Владычицы Богородицы. «Когда в меру молитвы и плача, - признавалась преподобная, - совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина». Сорок восемь лет подвизалась она в пустыне, выражая стойкость своего духа, который стал таковым лишь по беспредельной благости Божией. Без помощи Божией невозможно человеку выдержать подобных испытаний. Именно поэтому “Стояние Марии Египетской” совершается во всех православных храмах во утверждение веры во дни Великого Поста. В среду вечером читается Великий покаянный канон Андрея Критского и житие прп. Марии. Читаемое на утрени житие предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий