6 апр. 2009 г.

Евангелие в 5-ую Неделю Великого Поста

Мк. 10, 32-45: "Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".

Обычно человек мало задумывается над тем, что полезно для его души. Ему кажется, что он говорит от чистого сердца, искренно делится своими мыслями с тем, кому доверяет, и расстраивается, когда его не понимают. Эта искренность обнаруживает состояние души и дает возможность выслушать по поводу сказанного мнение другого. При этом неопытный в духовной жизни человек редко может дать нужный совет, а духовный - вполне может помочь другому. Всегда же справедливым и могущим принять и понять не только любое слово, но и всякую мысль человека является Бог. Когда человек исповедует Богу свои грехи, священник является лишь свидетелем, хотя, помолившись, он также может сказать наставление, согласное со словами Священного Писания. "Я пришел таким, какой есть", - говорит исповедующийся, не боясь высказать ни одной мысли, которая смущает его. "Бог простит", - отвечает священник и просит у Бога прощения и милости к пришедшему. Таков дух любви - прощать и помогать человеку в его немощи.

Когда ученики Христовы возроптали на братьев Зеведеевых (мол, те вознеслись над всеми в своем желании первенствовать), Господь простер Свою руку помощи. Он не осудил и не возроптал, видя искреннее желание братьев быть ближе к Нему, но воззвал к душе каждого из них: "Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" Тем не менее ученикам тяжело было внять словам: "Не знаете, чего просите", поэтому сразу ответили: "Да, можем". С одной стороны, похвально их дерзновение, тем паче в будущем сбудутся эти слова. Иаков, старший брат, и Иоанн, будущий богослов, автор последнего Евангелия, после распятия Христа, будут ревностно отдаваться служению Богу и людям. Иаков будет участвовать в устроении первых христианских общин. После Петра и, возможно, Матфея, Иаков был лучшим оратором среди апостолов. Из всех двенадцати он ближе других подошел к постижению подлинной важности и смысла учения Иисуса, которое мог изъяснять на доступном для всех языке. Это объяснялось еще и тем, что Иаков был способен понять людей самого разного толка.

Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового завета. В 44 г. царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Иаков стал первым из двенадцати апостолов, пострадавших за Христа. Ирод Агриппа боялся Иакова больше, чем всех других апостолов, за его храбрость и решительность, умение оспорить суждения против учения Христа.

Иоанн Богослов, самый возлюбленный и молодой из всех апостолов, также претерпит множество страданий, до самого конца неся слова любви. Его так и прозвали - апостол любви. Как и предрек ему Господь, явившись апостолам по воскресении, Иоанн не познал смерти. Дожив до столетнего возраста, он вместе со своими близкими учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую лег и приготовился умереть. Христиане, жившие в г. Ефесе, после смерти апостола раскопали его могилу, однако не нашли тела апостола. Ежегодно в этот день и месяц от гроба апостола Иоанна исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления.

Однако на тот момент, когда ученики приступили с вопросом ко Христу, Господь, прежде всего, преподал всем наставление. Оно касалось не только братьев Зеведеевых, но каждого: кто хочет быть большим, будь как меньший. И, зная последующую жизнь апостолов, мы видим, что все они, кроме предателя Иуды, усвоили суть этих слов. А особую расположенность Господа к Петру и братьям Зеведеевым за их веру и послушание мы наблюдаем из последующих евангельских событий. Они втроем были самыми приближенными учениками Господа. Они были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2 и Лк.9:28) и Гефсиманского борения.

Да послужит и нам всем в назидание слово Господа, сказанное ученикам и изменившее их жизнь навсегда.

Лк., 33 зач., VII, 36-50: Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

В пятую неделю Великого Поста отмечается память преп. Марии Египетской. Евангельские строки, как нельзя лучше, отвечают на вопросы, связанные с жизнью преподобной. Блудница, которая могла совратить огромное количество людей, не взирая ни на семейное положение человека, ни на его жизненные принципы, изменила вдруг свою жизнь так бесповоротно, что, припав душой к стопам Спасителя, навсегда осталась с Ним.

Отныне только Христос был в сердце Марии. Уйдя в пустыню, она не видела ни людей, ни зверей. Но не имея ничего, ведь даже одежда ее истлела под палящим солнцем, она имела все блага от Господа. Какие блага могла иметь Мария – спросите вы, - если у нее не было жилья, не было даже простой еды (двумя с половиной хлебами она прокормилась много лет, да скудная растительность была ее пищей и питием), не было никаких предметов быта, нужных вещей, книг и прочего? Тем не менее, благ преподобная имела больше, чем все люди, жившие в городе. Какие?

Благо есть добро. Мария получила от Бога все полезное, служащее к ее спасению. Терпя голод, зной, страх, она научилась всецело надеяться на Бога. Ради Бога она оставила грех, потому что любовь к Спасителю ворвалась в ее сердце. Ведь именно на праздник Воздвижения Креста Господня произошла перемена в душе блудницы, увидевшей себя отвергнутой невидимой силой, недостойной поклонения Честному Кресту. В то время как все до единого могли поклониться Ему, она – не могла, как не порывалась. Но Бог отверг лишь ее злые дела, поэтому, как только она решила отказаться от них, обратившись за помощью к Царице Небесной, благодать озарила душу, покаянными слезами она словно омыла ноги Христа и получила прощение грехов. Матерь Божия, взяв покров над грешницей, повелела ей для спасения перейти за Иордан. С этого времени Мария сердцем узрела Христа, полюбила Его всей душой. Эта любовь поглотила ее, отвратила от греха и повела за Христом. Любовь к Богу научила ее любить каждого человека, уже не той плотской любовью, которая может и появлялась когда на миг, а возвышенной, духовной любовью, равной той, которую имеет мать к своему дитя. Так и сейчас преподобная мать Мария заботится о каждом, призывающем ее с верой. А если б она не поверила Христу, Богородице, смогла ли бы она так надеяться и любить?

Приобретя благость – эту высшую степень любви и милосердия, соединение всех существующих добродетелей, Мария не только познала Бога, не только узрела Его сердцем, но сделала себя жилищем, храмом Божиим. Как еще можно объяснить те великие чудеса, которые сопровождали жизнь преподобной? Она могла питаться Словом Божиим, размышлением о Боге, помня подателя благ – Отца Небесного. Она могла ходить по водам, как Христос соделал для утверждения учеников в вере. Она знала Священное Писание, написанное через праотцев Духом Святым, и говорила словами из него, хотя этому нигде не училась, и даже не имела возможности читать. На вопрос преп. Зосимы, как такое возможно, Мария ответила: «Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всякому разуму» ( Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13).

Вся жизнь святой – бесконечный подвиг. Самым тяжелым временем были первые 17 лет пребывания в пустыне, когда злые духи терзали душу воспоминаньями блудной жизни, желая вызвать хоть каплю услаждения; искушали бренное тело, желая довести до отчаяния, но силой духа Мария стояла в вере до конца, помня свой обет, данный перед иконой Пресвятой Владычицы Богородицы. «Когда в меру молитвы и плача, - признавалась преподобная, - совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина». Сорок восемь лет подвизалась она в пустыне, выражая стойкость своего духа, который стал таковым лишь по беспредельной благости Божией. Без помощи Божией невозможно человеку выдержать подобных испытаний. Именно поэтому “Стояние Марии Египетской” совершается во всех православных храмах во утверждение веры во дни Великого Поста. В среду вечером читается Великий покаянный канон Андрея Критского и житие прп. Марии. Читаемое на утрени житие предлагается как образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, полностью перерождающее его душу и изменяющее его жизнь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий