Вербное воскресенье, в которое празднуется вход Господень в Иерусалим, по-другому называется Цветоносной Неделей, завершающей последнюю неделю Четыредесятницы. Впереди только Страстная седмица, а в течение недели в храме уже читались молитвы о наступающем празднике, имеющем духовный смысл для каждого человека - его встречу со Христом, поскольку каждое евангельское событие несет в себе весть для человека, живущего в настоящем времени, т.е. для нас. Особенно четко мы это видим в чтениях Постной Триоди, например проследим за одной из песней канона, читаемого в понедельник вечера: "Страстей измыемся омрачения, просветительными молитвами, и добродетелей ветви носяще, срести Христа потщимся, на жребяти чаема ныне всести, готовяща же ся страдати, за еже спасти нас". Вот так постепенно, очищая шаг за шагом свою душу, человек, полный надежды на милосердие и помощь Божию проходит поприще поста.
Почему мы говорим, что прошла четыредесятница, но не весь Великий пост? Потому что Великий пост складывается из первых 40 дней (четыредесятница), одного дня, посвященного воскрешению Лазаря (Лазарева суббота), одного дня, посвященному Входу Господню в Иерусалим (Вербное воскресенье), и последней Страстной недели (6 дней).
Какое Евангелие читается в Цветоносную неделю?
Иоанн 12, 1-18: "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо".
Многие евангельские события часто повторяются в описаниях, сделанных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, однако каждый дополняет предыдущее повествование. Это мы видим и на сей раз. Воскрешение Лазаря не описано ни в одном из Евангелий, которые были до Иоанна. Здесь же очень подробно раскрывается как воскрешение Лазаря, так и вход Господень в Иерусалим.
Итак, мы узнаем, что Иисус пришел в небольшое селение Вифанию, где Он уже был ранее у сестер. Как и в прошлый раз Марфа заботилась об угощении, а Мария по-прежнему искала чего-то большего для души. В повествованиях других апостолов мы встречаем, что Христос был на вечери с Вифанским семейством в доме Симона прокаженного, не упоминая о том, какая именно Мария подошла ко Господу. Но, как считают многие исследователи, апостол Иоанн, как раз по этой причине и упомянул специально двух сестер, чтобы не вызвать сомнений. Кроме того, имя Мария упоминается в связи с воспоминанием последующего события: "Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими" (Иоан. 11, 2). Это событие следует отличать от упомянутого ап. Лукой, в котором есть схожие черты, но оно произошло в Галилее в более ранний период жизни Христа. Жена-грешница, узнав о Христе, пришла в дом фарисея и, став позади Ииуса, стала плакать, обливать ноги слезами, отирать их волосами, целовать и мазать миром (Лк.7,37-38).
Как и та грешница, Мария, сестра Лазаря, несмотря на иудейские обычаи, запрещавшие женщине являться в обществе мужчин с непокрытой головой, все же развязала свои волосы, чтобы отереть ими ноги Христа. Пусть что-то в обществе казалось неприличным, но здесь мы уже не видим, как раньше возмущения окружающих за нарушения приличия, да и не было здесь книжников и фарисеев, а лишь близкие ученики Христовы, Его друзья. После воскрешения Лазаря Господь даже не мог показываться среди иудеев, которые решили убить Его за сотворенное чудо и обращение ко Господу множества народа, а самое главное, за то, что Христа уже стали прозывать царем в народе, надеяться на Него как на Мессию. Именно поэтому Иисусу пришлось скрываться в городе Ефраим, находящимся близ пустыни, хотя и не надолго. Подготовив Своих учеников, а также выждав время для свершения предназначенного Ему свыше, ибо знал, когда придет час Его, Он снова пришел в Вифанию.
Именно за 6 дней до Пасхи Иисус посетил это селение, расположенное на пути в Иерусалим. Мария, подошед ко Христу, чтобы помазать Его ноги самым дорогим миром, поступила так из любви, может даже из-за благодарности за воскрешение брата, но возможно и для чего-то большего... Как раз это большее заметил диавол, тут же ставший подстрекать Иуду. Такие деньги пропадают, которые можно было бы уворовать! Но Господь прямо расшифровывает действие Марии - Она приготовила тело Его к погребению. Так, и в нашей жизни Господь часто указывает нам на ошибки, позволяет через других людей делать то, что может служить к назиданию.
Но вот иудеи услышали, что Господь рядом с городом Иерусалимом. В живых они не хотели оставить уже и Лазаря, но Бог судил иначе. После своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет, удалившись от преследований в Китион на Кипре, и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Он стал первым епископом Китийским. Когда Матерь Божия посетила Китион, Она снова встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю. Храм Св. Лазаря находится в Ларнаке.
Иисус же исполнил все предначертанное до конца. Как и было сказано у пророков, воссел Он на молодого осла (из Ветхого Завета мы знаем, что цари в торжественные моменты выезжали не на лошадях, а на ослах, так что это животное служило отнюдь не символом упрямства, но покорности) и вошел в город как Царь, приветствуемый также по-царски: дорогу ему устилали цветами и встречали пальмовыми ветвями. Самые же искренние слова прозвучали из уст детей: "Осанна!" Осанна значит слава. Слава в вышних Богу! В еврейском языке "осанна" означает еврейское благожелание: спаси, помоги Бог! Также и мы, желая блага человеку, говорим ему: "Да поможет тебе во всем Бог".
Однако, по прошествии немногого времени, разуверившись в том, что Христос царь (раз взят под стражу), многие уже кричали Пилату: "Распни Его". Лишь восклицания детей остались искренними до конца. Именно поэтому на Литургии, в одном из песнопений есть слова: "Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне", соединяющих благожелание со славословием: "осанна в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" . Так, в торжественные минуты мы особо приветствуем Господа, выражая свое почтение и благоговение. Так, в знак благодарности за дары Божии мы возносим свою молитву, говоря "Слава Богу". И это славословие является нашей верой, помогающей в минуту искушения не отречься от Христа, но с радостью нести свой крест до конца.
Однако, по прошествии немногого времени, разуверившись в том, что Христос царь (раз взят под стражу), многие уже кричали Пилату: "Распни Его". Лишь восклицания детей остались искренними до конца. Именно поэтому на Литургии, в одном из песнопений есть слова: "Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне", соединяющих благожелание со славословием: "осанна в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" . Так, в торжественные минуты мы особо приветствуем Господа, выражая свое почтение и благоговение. Так, в знак благодарности за дары Божии мы возносим свою молитву, говоря "Слава Богу". И это славословие является нашей верой, помогающей в минуту искушения не отречься от Христа, но с радостью нести свой крест до конца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий