Еванегелие, чтомое в день Благовещения, содержит в себе описание событий, связанных с этим праздником. Лк.1, 24-38: "После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве,обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел".
Праздник Благовещения установился не сразу, а лишь в 4-ом веке, но особую память об этом событии, конечно, хранили издавна, о чем нам и передает евангелист Лука.
Почему непосредственному событию Благовещения, т.е. извещению благой вести Пресвятой Деве Марии от Архангела, предшествует слово о праведной Елизавете? Дело в том, что как родители св. пророка Иоанна Предтечи, так и Пресвятой Богородицы, имели особое дерзновение пред Богом в молитве. Они были родственниками, и у обеих семей не было детей. В те времена поношением считалось бесплодие, поскольку все ожидали в своем роде предреченного Писаниями ребенка, который спасет мир. Бог же уготовил особый путь лишь для двух семей - проведя родителей через горнило страданий, Он приготовил утробы матерей для осуществления особого предназначения. В одной семье родится Пророк и Предтеча, в другой - Пресвятая Богородица. Зачатие св.Иоанна и Иисуса Христа произошло с разницей лишь в 6 месяцев. Символически в этом можно видеть смену Ветхого Завета Новым. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча затем будет призывать народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иорданских.
"Зачатие Христа", так какое-то время назывался и сам праздник Благовещения, произошло чудным образом, неестественным для человеческого естества. Пресвятая Богородица, не познав мужа, но через осенение Духа Святого зачала во чреве Христа, оставшись Девой. Произошло это лишь после Ее согласия, тогда, когда Она смиренно сказала Архангелу: "да будет мне по слову твоему".
За все существование человечества Дева Мария - единственная из жен, которая имела самую благочестивую жизнь, поэтому именно Она удостоилась по высоте Своего смирения великого чуда. Мария с детства жила в храме, общалась с Ангелами, приносившими ей пищу для подкрепления сил. Нет ничего удивительного в том, что она так спокойно встретила Архангела Гавриила, беседуя с ним о том, как может произойти рождение, если Она "мужа не знает", т.е. дала обет девства. Ведь смутили Ее чистую душу только эти слова. Если Захария спорил с Архангелом, доказывая свое маловерие, то здесь мы видим величие веры, которое достигается мудрым рассуждением и доверием Богу во всем.
В Евангелие также указывается на еще одно важное действие при зачатии. Бог дает Богородице силы, чтоб Она не опалилась, вместив в Себя Бога: "и сила Всевышнего осенит Тебя". Вспомним, как Моисей надевал покрывало на лицо при беседе с Господом, здесь же 9 месяцев Мария носит в Своей утробе Христа. Каждый день Она пребывает неразлучно с Ним, посвящая себя молитве, труду и милостыне.
При рождении Господа свершится еще одно чудо - Божия Матерь останется Девой и по рождестве. Как свет проходит через стекло, так и Бог, будучи Сам создателем света, благоволит родиться, превзошед естественный закон чадорождения. Родится с единственной целью - спасти род человеческий. Именно поэтому в знак свободы от греха в день Благовещения принято отпускать на волю птиц, а сам праздник - считать началом Божественных праздников и торжеств. Даже дата, выбранная учителями Церкви, указывает на это, ведь 7 апреля издавна считалось днем сотворения мира и днем Воскресения Христова по солнечному календарю.
Свт. Илия (Минятий) по поводу Благовещения отмечает следующее: "Это – чудо чудес, каким не может хвалиться никакая другая вера, кроме веры христианской, в которой это таинство есть начало и конец таинств.
Богоневестной Владычице, восприявшей благодать быть Девой и Матерью и честь быть Матерью Божией, вполне свойственно быть и Матерью христиан. Одесную божественного величия восседает Царица неба и земли, как видел Ее пророк: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Она – Матерь Бога, Который Ее Сын естественно по рождению, и Матерь христиан, которые суть также Ее чада по всыновлению. Ходатайствуя перед Богом за христиан, Она ходатайствует перед Своим Сыном за Своих же чад; итак, Она умоляет Бога с таким дерзновением, какое свойственно Матери по отношению к Сыну, и умоляет за христиан с такой любовью, какую Ей пристало питать к Своим чадам. Но дерзновение, но любовь такой матери беспредельны: что может Она когда-нибудь попросить и не получить от такого Сына? Что мы можем попросить и не получить от такой Матери? Сирые, странные, пленные, больные, сокрушенные, грешные, не печальтесь: вы имеете матерью – Матерь Бога!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий