В Светлое Христово Воскресение на Литургии читается Евангелие от Иоанна (1, 1-17): "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на'чало быть, и без Него ничто не на'чало быть, что на'чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на'чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа".
Вот уже пропели "Христос воскресе!", и мы ощутили радость долгожданного дня, но в евангельском чтении Церковь напоминает нам о начале начал, помогая понять, казалось бы, невозможную вещь: Бог - творец Вселенной - послал к нам Своего Сына, чтобы спасти нас. Так общая пасхальная радость соединяется с личной радостью: Христос искупил и мои грехи, дав возможность спастись, и надо быть достойным этой великой милости, чтоб самим не отвергнуть возможность принять учение Христа.
Любое учение мы перенимаем посредством слова. Любой ученик может познать что-то, если учитель ему обозначит область познания, поможет понять происходящее. Но наши праотцы Адам и Ева, однажды воспротивившись пути познания истины, встали на другой путь, вкусив яблоко смерти. Только покаянием, трудом и молитвой они снова обрели Бога в своей душе и уже не разлучались с Ним. Однако грех, только раз вошед в жизнь людей, стал для всего последующего рода препятствием к познанию истины, так что даже добро, порой, плохо распознавалось человеком как благо. Люди запутались в самих себе, но Бог снова смилостивился над ними, дав через пророка Моисея 10 заповедей, следуя которым, можно было спастись. Этот путь совершенства оказался не легким. Заповеди предавались забвению, или выполнялись поверхностно, как сухое правило, поскольку сердца все большего количество людей стали жесткими, не чуткими к любви. И вот Господь послал Своего Сына, дав пример богоугодной жизни и новую заповедь любви, на которой должен быть построен весь закон, все новые заповеди блаженств. Именно от полноты "Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа".
Никакое другое слово, а только Слово Божие может, проникая в сердца людей, преображать их души. Слово Божие не знает границ в мире, ибо распространяется во всем мире. Церковь же наша называется вселенской, потому что в раскрытии своей кафолической природы не знает границ на земле, кроме тех, которые даны ей самим эмпирическим бытием - вселенной. Слово Божие совершенно и не требует корректировок. Оно действует независимо от того, кто произносит его. Авраам говорил с Троицей посредством Ангелов, Божия Матерь приняла весть от Бога через Архангела, Священное Писание писалось праведными людьми Духом Святым. Есть много чудесных историй, когда неверующий, услышав Слово Божие, становился верующим; когда невежа, говоря Слово Божие, обращал к вере другого. А все потому, что мир наш был сотворен Словом-Логосом. Господь воплотился, дав заповеди Нового Завета, и Слово обладает благодатью, как сказано: "Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца".
Итак, Логос отождествляется с Сыном Божиим, Иисусом Христом, сошедшим на Землю для спасения человечества, ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир. Слово "Логос" в древнегреческом языке может означать и собственно слово, и закон всемирного развития, и закон жизни отдельного человека, но в христианской традиции его употреблении связано с обозначением Высшей Силы, управляющей миром - Богом.
Даже самым хорошим проповедникам не стоит приписывать только себе в заслуги обращение к вере других или спасение кого-то от греха, ведь пользование Божиим даром - даром слова, не имело бы никакого значения, если бы не было связано с познанием истины, которую открыл нам Бог. Да и каждому человеку важно научиться слышать, слушать и другим передавать Слово Божие, спасающее каждого на его жизненном пути, ибо "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились".
Посмотреть фильм о Пасхе -->
Посмотреть фильм о Пасхе -->
Комментариев нет:
Отправить комментарий