27 апр. 2009 г.

Фомина наделя (Красная горка)

Иоанн 20,19-31: "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его".


Не раз Господь являлся Своим ученикам по воскресении, удостоверяя их в истинности всего, что было сказано в Писании. Как и раньше, Он продолжал учеников наставлять и укреплять в вере, необходимой для их дальнейшего служения. Ведь именно они, апостолы, разойдутся в разные страны со словом Истины, будут проповедовать даже в языческих странах, наставляя людей на путь спасения.

Описываемое в Евангелии событие о явлении Христа Своим ученикам имело двойной смысл: Господь уверил в Своем Воскресении не только Фому, но и вразумил через него других учеников. Вразумляет оно и нас, когда мы проявляем малодушие, маловерие, сомневаемся, нужно ли исполнять заповедь или нет. То любостяжание, то чревоугодие, то прелюбодеяние, порой, заглатывает человека настолько, что он перестает верить в то, что спасительно для него. Особенно это актуально для тех, кто после проведения пасхальных торжеств активно предался грехам. "Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, - говорил св. Иоанн Кронштадский, - потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Таин, попрали их, как неразумные животные, ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, — и уже не воротят этого времени... Истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти".

Милостивый Господь, как младенцев, удостоверяет нас изо дня в день в том, что любой грех ведет к еще большему греху, опустошая душу, прогоняя благодать, ожесточая сердце. Но слышим ли мы Его? Апостол Фома услышал и поверил, пусть через прикосновение к ранам Христа, но поверил. Мы же за это объявляем его неверующим, и сами остаемся жить маловерами. Вот, чтобы избавить нас от этого недостатка Церковь установила праздник Антипасхи, т.е. праздник, восполняющий Пасху, обновляющий память о воскресении Христа во плоти. Кто допускал маловерие должен в этот день восполнить свою утерянную веру, как это сделал ап. Фома. Ведь "антипасха" обозначает не противление, а возмещение, восполнение. Если Светлая неделя знаменует первое пришествие Христово, то следующая за ней неделя - "второе пришествие Христово яве показует". Недаром и о вторник Фоминой недели поминаются усопшие, да и все мы чаем воскресения мертвых, обновления нашего грешного человеческого существа.

Господь явился ученикам в самый первый день недели, показав им раны на руках и ногах, и под ребром, чтобы никто не подумал, что перед ними только Дух. Что же удивительного в том, что апостол Фома, не видевший Господа, засомневался в реальности этого события? Ему было тяжело преодолеть все те чувства, которые пережил в предшествующие дни. Сказано, что даже двери дома были заперты из опасения от Иудеев. Тяжело было понять, и то, почему именно он не оказался в горнице, когда все 10 апостолов удостоились видения? В утверждении Фомы "если не увижу... не поверю", был своего рода вызов Господу: "Почему оставил меня?" Все десять через дуновение приняли Духа Святого, получили власть прощать грехи людские и проповедовать Евангелие во всем мире, разве может быть, чтоб их любимый учитель оставил его? Конечно, нет, но через Фому Господь утвердил в вере многих. Конечно, и Фома примет Духа Святого и отправится на проповедь, более того, он закончит жизнь мученической смертью. Явлением Фоме с учениками воскресший Господь уверил всех людей на все последующие времена в том, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а ту, которая была пригвождена ко кресту, не оставив уже никаких сомнений. Блаженны невидевшие и уверовавшие, - вот к чему должен стремится каждый, подражая вере Корнилия сотника, который верил в выздоровление своего слуги только по одному слову Господа.

Такой верой обладали и самые близкие ученики Иисуса Христа: Матерь Божия, которой по преданию Господь явился самой первой, но по своему смирению она не пожелала, чтобы евангелисты выделили ее имя среди святых жен-мироносиц, апостолы Петр и Иоанн также первыми побежали к гробу, услышав известие о Воскресении, хотя не им, а Луке и Клеопе Господь явился на пути в Еммаус, и лишь затем - всем 10 апостолам с некоторыми приближенными людьми, пребывающими в близком молитвенном общении.
Фома же, "бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Впоследствии апостол Фома также, как и прошлый раз, не успеет прийти к погребению, но уже Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. Он будет в далекой стране на проповеди, и Промыслом Божиим не будет, как все остальные, неведомым образом доставлен к одру Богоматери. Но ни доли ропота и маловерия он уже не проявит, искупив свой прежний грех. Смиренно приняв случившееся, он лишь попросит открыть ему гроб, и первым удостоится новой Пасхи, узнав о чудном воскресении Богородицы. К такому же преображению души призывает и нас Господь в эти праздничные пасхальные дни. Христос воскресе!

Комментариев нет:

Отправить комментарий