Мф., 79 зач., XIX, 16-26: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Подошедший к Господу юноша в данном евангельском отрывке именуется как «некто». Этим неопределенным словом евангелист Матфей указывает на то, что, во-первых, юноша не был ранее знаком с Иисусом Христом и с апостолами, а во-вторых, что на его на месте мог оказаться любой человек, заинтересовавшийся верой.
В действительности, каждый из нас может представить себя на месте этого юноши и задать вопрос Господу: «Что мне делать, чтобы спастись?». Чтобы понять суть ответа Иисуса Христа, нужно найти в своей жизни те пристрастия, которые порабощают нас: расточительность, скупость, игромания, гурманство или что другое. Ведь Господь, говоря о сокровищах на небесах, указывает на то, что все тщетно приобретаемое нами в этом мире не может спасти нас, а духовное богатство может приобретаться только путем добродетели. В то время как большая попечительность о вещах способствует развитию той или иной страсти, размышление о духовной жизни, наоборот разрушает связь с грехом. Если вовремя заметить в себе какое-нибудь пристрастие и направить все свои силы на борьбу с ним, то духовным плодом этой борьбы станет смирение, кротость, доброта. Вот именно этот смысл Господь открыл перед юношей, который имея большое богатство, не мог, да и не хотел употребить его во благо другому. В то же время Иисус Христос не сказал юноше: поделись своим богатством с нищими и продолжай жить в доме своем, а предложил ему самый крайний вариант: раздать все и последовать за Ним.
Через это предложение Господь раскрывает глубинную суть вопроса юноши. Как жить благочестиво тот уже знал, изучая закон Моисеев, но, услышав о проповеди Иисуса Христа, понял, что в Его словах заключается нечто большее. Возможно, его душа уже давно искала ответ на вопрос о вечной жизни, но найти ответ на него не могла, потому что в представлении юноши не было еще правильного понятия о Царстве Божием. Он желал достичь много, стать совершенным, но без особого труда, что сразу заметил Господь.
Подобное сравнение мы можем найти в современном мире, если человек, желающий монашества, будет просить Господа: «А можно я в миру останусь и получу ту же мзду, те же благодатные дары, что и монахи? Мне нужен сотовый, мне не хочется отказаться от мяса и от брака, а во остальном, - я хочу в монастыре жить». Может ли такой человек достичь совершенства? Так и юноша, подошедший ко Христу хотел достичь высших духовных даров, не прилагая особых усилий. В этом смысле становится понятным ответ Иисуса: «Если хочешь быть совершенным … приходи и следуй за Мною», но видя малую веру юноши, продолжает наставлять всех нас, обращаясь к апостолам: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Некоторые толкователи Евангелия под верблюдом подразумевают толстый канат, употребляемый корабельщиками при бросании якорей для укрепления корабля, который, конечно, невозможно продеть в иголку. И все же юноша мог выполнить сказанное, разобрав этот канат на ниточки, постепенно раздавая свое богатство бедным, и пройти в узкие врата, ведущие в Царствие Божие, но тот ушел, не сказав ни слова. Юноша не хотел идти даже таким путем. Он не только не мог оставить мир, но и не хотел что-то менять в своей жизни. Последствием же неразумного желания - "быть совершенным без усилий" - явилось общее бессилие в борьбе со страстями. Как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, «хотя он желал и почва сердца его была глубока и тучна, но ее засушили тернии богатства».
Что еще мешало юноше оставить свое богатство? Он не верил, что Иисус Христос - Бог, обращаясь к нему как к обычному учителю. Это можно было оправдать, ведь многие не знали. Почему же Господь обратил внимание на это обращение? Потому что называя простого учителя благим, вероятно уже не первый раз, юноша не понимал, что податель благ не учитель, а Бог. Если бы он это понял, то зная или не зная, что стоит пред Богом - Иисусом Христом - он получил бы помощь в борьбе со страстями и наследовал бы жизнь вечную. Ведь невозможное для человека возможно для Бога, поэтому стоило юноше поверить в сказанное, и он смог бы вскоре стать учеником Христа. Однако юноша сделал иной выбор, ушед опечаленным.
Хотя апостолы оставили все ради Христа, их также поразил ответ Иисуса. Как же войти в Царство Божие, ведь в их семьях тоже были какие-то накопления? Да и на что жить, если оставишь совершенно все? Возможно ли это человеку? И вот они получают ответ: возможно, но с помощью Божией. Спасение возможно и для семейного, и для несемейного, и для старого, и для молодого. Главное – научиться быть нестяжательным, отсекать от себя излишнее, не прирастая ни к чему земному, тогда душа всеми силами потянется к единому Богу. Впоследствии ап. Павел скажет: «Вем и смиритися, вем и избыточествовати: во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе». Так и все апостолы научились не веселиться и радоваться о своем избытке, но быть одинаковыми и в скудости, и в изобилии, не стесняясь бедности, и не надмеваясь богатством, которое тут же раздавали. Так и любой верующий человек может все во укрепляющем его Иисусе Христе. Кто крал, пусть впредь не крадет, кто обманывал, пусть впредь говорит правду, кто безумно накапливал богатство, не употребляя его во благо другим, пусть оказывает больше милости. В этом и есть спасение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий