5 окт. 2009 г.

Неделя 17-ая по Пятидесятнице

Мф., 62 зач., XV, 21-28: И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Местность, в которую отправился Иисус, была языческой. В нее Христос даже не посылал для проповеди Своих учеников. Неизвестно, из Тира или Сидона вышла хананеянка, поскольку оба города были языческими, но известно, что сделала она это поспешно, в надежде увидеть Того, кто может исцелить любого. В то же время она боялась, что Христос не откликнется, как все иудеи, поэтому надеялась, что Он обратит на них внимание, хотя бы за те страдания матери, которые она испытала за долгое время, ибо сказано, что дочь ее не просто бесновалась, а жестоко, т.е. очень сильно, разрушая все перед собой.

За что же хананеи были презираемы иудеями? Хананеи – потомки Хама, проклятого за бесстыдное поругание над отцом. Они часто были порабощаемы другими народами и гибли от междоусобий, не имея своего царя, но самым худшим было то, что они восприняли чужие языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Можно предположить, что дочь хананеянки имела причастность к этим беззакониям, за что и вселился в нее нечистый дух.

Господь, однако, не сразу ответил на зов хананеянки, показывая, насколько мерзко служение идолам, но в то же время, Он не презирал ее, поэтому, видя веру матери, сделал возможным и просимое. Мало того, испытав сердце матери, Христос поставил ее веру в пример для всех, даже для иудеев: «о, женщина! велика вера твоя». Так, Господь, показав, что пришел в мир прежде для иудеев, в то же время указал на то, что по своему смирению ближе к Богу оказывается тот, кто признает себя недостойным. Хотя Иисус пришел насытить хлебом жизни в первую очередь тех, кто ждал этого обетования, т.е. иудеев, но псы, т.е. те, которые оскверняли себя идоложертвенной кровью, видя чудеса и величие Сына Божия, возжелали напитаться хотя бы крохами этого хлеба, расспрашивая об учении Иисуса Христа у других. Так, постепенно, они оставляли свое нечестие и приходили к вере. За эту веру Господь исцелил дочь хананеянки тотчас, по одному заключительному слову, удостоверяющему веру женщины.

Если ученики Христа, слыша настойчивость женщины, просили Иисуса или отослать ее, отпустить, чтоб не докучала своим криком, или же скорее исцелить ее, то Господь показал им, что исцеление невозможно без покаяния. В ответ на прошение Своих учеников, Он сказал, что послан только к иудеям, овцам, погибшим от порочности тех, коим они вверены. Конечно, Иисус изначально сожалел об этой женщине и хотел ей помочь, но не желал этого делать тогда, когда не было еще в ней достаточной решимости оставить нечестие. Он испытывал ее столько, сколько было нужно ради утверждения веры, ради того, чтобы это хананеянское семейство уже более не возвратилось к язычеству.

Именно с этих слов Иисуса Христа женщина уже не кричала, а кланялась Ему во смирении, прося: «Помоги мне!» На сравнение же ее со псом также смиренно отвечала.

Как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, «именно чтобы обнаружились вера и благоразумие этой жены, Он не тотчас согласился на ее прощение и даже отсылал ее, а теперь, когда открылись вера и мудрость жены, хвалил ее, говоря: «велика вера твоя». Слова же: «да будет тебе по желанию твоему» показывают, что если бы она не имела веры, то не получила бы просимого. И нам, если захотим, нет препятствия получить желаемое, когда имеем веру. Приметь здесь, что хотя и святые просят за нас, как за эту женщину апостолы, но получаем наипаче тогда, когда сами за себя просим. Эта хананеянка служит знаком церкви из язычников. Ибо и язычники, прежде отверженные, после привлечены в число сынов и удостоены хлеба, то есть тела Господня. Напротив, иудеи, сделавшись псами, стали питаться крупицами, то есть малою и скудною пищею – буквою. Тир означает удержание, Сидон – ловцов, а Хананея – уготованную смирением. Итак, язычники, кои прежде заражены были злобою и имели у себя ловцами душ демонов, приготовлены были смирением, тогда как праведные приготовились высотою Царствия Божия».

Комментариев нет:

Отправить комментарий