Лк., 17 зач., V, 1-11: Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Избрание апостолов Иисуса Христа никогда не было случайным. Всех Он призывал по доброй воле, и все характеризовались особым стремлением к единению с Богом. В своем большинстве апостолы были простыми, неучеными людьми, но именно эта простота позволяла им хранить чистую верe в Бога и любовь к людям. Добродушность апостола Петра познается уже из того, что усталый после ночного лова рыб, да еще неудачного, он предоставляет свою лодку Господу, чтобы Тот за большим стечением народа мог спокойно поучать с нее. Услышав Слово Божие, в Петре возгорелась вера, которая и так уже жила в его сердце, но еще не знала себе применение. Господь же ясно дает ответ: «будешь ловить человеков», т.е. своей верой будешь возжигать веру других и тем приводить их к Богу. Это по сути служение, которым обладали книжники и фарисеи, но не их избрал Господь, потому что Новый Завет как и новое вино не могло вместиться в старые мехи. Тот, кто привык соблюдать букву закона, не хотел принять закона любви, не потому что закон был плох (нет, закон совершенен), а потому что они привыкли воспринимать его в рамках собственной лжеучености, своей интерпретации, придумывая к нему все новые правила, неудобоносимые для человека и отвлекающие от самой веры.
«Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, пишет блж.Феофилакт, - например: волхвов - посредством звезды, а рыбарей - посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо "просил", разумей, вместо "умолял", и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: "по слову Твоему закину сеть". Так Петр был тепл в вере и прежде веры! За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить».
Почему же Петр просит Иисуса сойти с корабля, увидев такой лов? От глубокого благоговения, родившегося в нем во время проповеди Иисуса и от осознания своего недостоинства для восприятия такого чуда во время лова. Есть и духовный смысл этой просьбы Петра. Корабль есть синагога иудейская. Как рыбаки трудились всю ночь и ничего не поймали, так и учителя Ветхого Завета – книжники и фарисеи – до пришествия Христа ничего высокого, чудного не могли достичь ни в своей жизни, ни дать другим. Когда же пришел Христос, то апостолы, поставленные на место законоучителей, распространяя Слово Божие, затем записанное в Евангелиях, стали уловлять через него к вере множество людей. То, что апостолы одни не могли вытащить сеть с рыбами, а пригласили своих соучастников, означает участие в едином деле пастырей и учителей православных церквей всех времен.
Евангелие есть та спасительная сеть, посредством которой мы приобретаем жизнь. По своему содержанию оно простое и доступное для всех, но в то же время говорит о самых высоких ценностях, превышая все достижения человечества в науке. «Если же кто скажет, - продолжает блж. Феофилакт, - что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: "Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал" (Иер. 16, 16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами правителей и учителей церкви последующих времен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий