Лк., 26 зач., VI, 31-36: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
"Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" – поет пророк Давид (Пс.102:8). «Щедр и милостив Господь» - поет хор на каждой Литургии, призывая верующих к упованию на Бога и подражанию Его милосердию к людям, чтоб не оказались мы как несправедливый должник, которому весь долг простил царь, а тот и малого не простил своему должнику.
Свт Иоанн Златоуст так говорит: «Видишь ли, как и пророк останавливается на благодеяниях Божиих и об них более распространяет речь? Он ясно знал, что в этом особенно со¬стоит богатство Божие. Невозможно было бы нам и спастись, если бы не велико было человеколюбие Его; невозможно было бы нам существовать, не пользуясь великою Его благостью. Поэтому и Сам Он сказал: "Изглажу беззакония твои" во грехах твоих защищаю тебя (Ис.44:22). "Щедр и милостив Господь". Посмотри, как пророк показываете неизреченное Его человеколюбие. Бог не только милует согрешающих, но являет и другой немалый вид человеколюбия – долготерпение, чтобы грешники пришли в раскаяние и при чело¬веколюбии Божием достигали спасения и собственным старанием, получая, таким образом, дерзновение пред Ним своими подвигами. Он не только "милостив", но и "многомилостив", говорит пророк, выражая, что великое милосердие Его не может быть измерено, но превосходит всякое слово".
Действительно, милосердие – это богатство Божие столь великое, сколь велика и щедрость Его. Свт Григорий Богослов отмечает: «любовь Божественная безмерна … Бог – это полнота всех качеств, каждое совершенно и сочетаются в полной гармонии… Бог бесконечно богат Своими качествами, но всегда Един и прост … Вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный». Бесконечная любовь Божия объясняет Его совершенное милосердие. Само понятие троичности в Лицах есть уже совершенная любовь. Потому «Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу». Совершенно бескорыстная любовь возможна только при абсолютном единстве, к чему и призывает нас Христос: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
О каких видах милосердия здесь идет речь?
Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милости.
Дела милости телесной: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве.
Духовные дела милости: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. V, 20), неведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.
«Различен милования образ и широка заповедь сия», — говорит св. Иоанн Златоуст. Каждый творит милостыню, исходя из своих возможностей, но горе человеку, если левая рука знает, что делает правая, возводя себя все выше и выше над другими. Горе человеку, если он дает милость из корысти. Горе человеку, если он не умеет прощать долг и самого человека вместе с ним, презирает должника, гнушается общением, злиться за неотданный долг. Горе человеку, если он за деньги покупает себе место, скидывая с должности другого. Горе человеку, если он творит милость тому, кто способен отблагодарить его, но ничего не дает бедному.
Господь же обещает только истинно милостивым то, что они помилованы будут, помилованы от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.
"Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив" – поет пророк Давид (Пс.102:8). «Щедр и милостив Господь» - поет хор на каждой Литургии, призывая верующих к упованию на Бога и подражанию Его милосердию к людям, чтоб не оказались мы как несправедливый должник, которому весь долг простил царь, а тот и малого не простил своему должнику.
Свт Иоанн Златоуст так говорит: «Видишь ли, как и пророк останавливается на благодеяниях Божиих и об них более распространяет речь? Он ясно знал, что в этом особенно со¬стоит богатство Божие. Невозможно было бы нам и спастись, если бы не велико было человеколюбие Его; невозможно было бы нам существовать, не пользуясь великою Его благостью. Поэтому и Сам Он сказал: "Изглажу беззакония твои" во грехах твоих защищаю тебя (Ис.44:22). "Щедр и милостив Господь". Посмотри, как пророк показываете неизреченное Его человеколюбие. Бог не только милует согрешающих, но являет и другой немалый вид человеколюбия – долготерпение, чтобы грешники пришли в раскаяние и при чело¬веколюбии Божием достигали спасения и собственным старанием, получая, таким образом, дерзновение пред Ним своими подвигами. Он не только "милостив", но и "многомилостив", говорит пророк, выражая, что великое милосердие Его не может быть измерено, но превосходит всякое слово".
Действительно, милосердие – это богатство Божие столь великое, сколь велика и щедрость Его. Свт Григорий Богослов отмечает: «любовь Божественная безмерна … Бог – это полнота всех качеств, каждое совершенно и сочетаются в полной гармонии… Бог бесконечно богат Своими качествами, но всегда Един и прост … Вечный, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, всеправедный, неизменяемый и всеблаженный». Бесконечная любовь Божия объясняет Его совершенное милосердие. Само понятие троичности в Лицах есть уже совершенная любовь. Потому «Отец ничего не хранит для Себя, но все Свое отдает Своему Сыну и Святому Духу». Совершенно бескорыстная любовь возможна только при абсолютном единстве, к чему и призывает нас Христос: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
О каких видах милосердия здесь идет речь?
Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милости.
Дела милости телесной: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве.
Духовные дела милости: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. V, 20), неведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.
«Различен милования образ и широка заповедь сия», — говорит св. Иоанн Златоуст. Каждый творит милостыню, исходя из своих возможностей, но горе человеку, если левая рука знает, что делает правая, возводя себя все выше и выше над другими. Горе человеку, если он дает милость из корысти. Горе человеку, если он не умеет прощать долг и самого человека вместе с ним, презирает должника, гнушается общением, злиться за неотданный долг. Горе человеку, если он за деньги покупает себе место, скидывая с должности другого. Горе человеку, если он творит милость тому, кто способен отблагодарить его, но ничего не дает бедному.
Господь же обещает только истинно милостивым то, что они помилованы будут, помилованы от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий