Мф., 72 зач., XVII, 14-23: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились».
За неверность и развращенность люди часто подвергаются таким болезням, которые, кажется, уже никто не может исцелить. Почему именно об этих двух грехах говорит Господь наш Иисус Христос , обращаясь через исцеление сына одного человека ко всему человеческому роду?
Слово «неверный» по своему значению противоположно слову «верный» (несомненный, точный, истинный) и выражает те качества человека, которые выступают в данном случае антиподом вере в Бога. Неверным был израильский народ, когда вылил золотого тельца, пока пророк Моисей молился на горе. Неверным был и тогда, когда презрел отеческую веру и уклонился в язычество. Неверность всегда сочетается с такими качествами человека, как сомнительность, ненадежность. Подвергая все сомнению, даже правую веру, заповеди, человек из непреложной истины делает раздробленный на куски и перемешенный с грязью состав, который затем называет своим законом, правилом жизни. Но вскоре оказывается, что человек, не имея твердой опоры, теряет и свою утвержденность, говорит то одно, то другое, непоследователен, лукав.
Развращенность есть состояние развращенного. Развратный человек имеет жизнь и нравы порочные, преступные, и даже распутные. Такое состояние является следствием глубокого падения, сопровождающееся ожесточением сердца, преданием себя неге, сласти, гордости и другим грехам.
Находясь во власти грехов, человек обычно ищет себе оправдание, говоря, что у него такая тяжелая жизнь, и сын больной, и жена злая, и вообще, судьба обошла его стороной. Таких оправданий мы с вами слышим очень часто, а порой, сами начинаем роптать на жизнь, ища себе удовольствие то в азартной игре, то в распутстве, то еще в чем другом. Затем смотрим, что нарушился мир в семье, пытаемся что-то делать, искать помощи, но не находим ее, снова обвиняя не себя, а другого: «Он не смог помочь мне». Так и этот евангельский отец семейства стал обвинять пред Господом Его учеников в том, что они не смогли исцелить его сына, и что вина болезни – луна, но на все это получает строгий ответ: «О род, неверный и развращенный». Ведь именно за грех от нас отпадает благодать и мы становимся подверженными бесовским воздействиям, болезням.
Свт.Феофилакт Болгарский комментирует это событие так: «Причиною же (страданий сына его) была не луна, а диавол, который, заметив полнолуние, нападал на него для того, чтобы дать людям повод хулить творение Божие как зловредное. А ты пойми отсюда, что всякий безумный, как луна, изменяется, по слову Писания, являясь то великим в добродетелях, то малым и ничтожным. Он похож на лунатика и бросается то в огонь гнева и похоти, то в воду – в волны многих житейских попечений, в которых живет Левиафан – диавол, царствующий над чудовищами водными. Да и не волны ли и звери лютые – непрестанная забота богачей?»
Этот случай исцеления был назидательным и для апостолов. С одной стороны, им нужно было преодолеть сомнение, возникшее вследствие того, что бесы перестали повиноваться им, а с другой, - приобрести большую веру в Иисуса Христа, начать более строгую жизнь, удаляющую человека от страстей, которые как раз и мешают в борьбе со злыми духами.
Господь, укоряя апостолов как несовершенных, обращает их внимание именно на неверие: «по неверию вашему». Если бы они имели теплую, горячую веру, то она хотя бы была и маленькой, все равно совершала бы великие дела. Конечно, переставить горы - это не великое дело, потому что само по себе не имеет никакого смысла, но является хорошим примером для объяснения силы веры. Ведь даже для обычного, грешного человека нет пределов веры. Если возникнет опасность, и он, спасая кого-то по вере в Господа скажет горе: «перейди отсюда туда», то она перейдет. О том, что апостолы переставляли горы тоже не написано. «Но апостолы не говорили сего, - отмечает свт. Феофилакт, - потому что не требовали сего ни время, ни нужда, а поэтому они и не переставляли гор; а если бы сказали, то и переставили бы". Тем не менее, они делали больше этого - изгоняли бесов.
«Сей же род», по словам Христа, есть демоны, поэтому они боятся всякой добродетели, особенно поста и молитвы. Поститься нужно тем, кто одержим демонами, и тем, кто хочет врачевать одержимых. Молитва, соединенная с постом, имеет действенный результат - изгнание нечистых духов, потому что в этом случае она питается верой.
После же всего сказанного Господь упоминает о Своих будущих страданиях, показывая этим, что не внешнее превосходство над бесами – цель жизни, а искупление человека от грехов. Иисус Христос сделал это ценой Своей Крови. Нам же необходимо больше заботиться также не о способности изгонять бесов, а об очищении своего сердца, работе над своей душой через воздержание и молитву, которые низводят Божию благодать, оказывающую помощь просящему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий