8 авг. 2009 г.

Неделя 9-ая по Пятидесятнице

Мф., 59 зач., XIV, 22-34: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую».

После того, как Господь насытил народ хлебами, Он отпустил учеников одних переправиться на другую сторону, а Сам остался, чтобы помолиться наедине. Естественным состоянием для человека после общения с таким стечением народа является желание отдохнуть, отвлечься, побыть в тишине, но перед нами не обычный человек, а Сам Бог. Неужели Он нуждался в этом, нуждался в молитве, когда всегда находился в единстве с Отцом и Святым Духом? Как человек, Иисус, конечно, мог устать, и хотя по божеству Своему Он всегда находился в единстве с Отцом и Святым Духом, тем не менее, его человеческая природа была такой же как у нас. Никогда не совершая греха, она приобретала лишь одни добродетели, доводя до совершенства свое существо. Именно благодаря этому Господь наш Иисус Христос не оставил плоти и по смерти, но вознесся с нею к Отцу небесному.

Приняв на Себя образ человека, Сын Божий показал нам образ праведной жизни во всех поступках и делах. Его плоть не была полностью поглощена Божеством, как учили монофизиты, но была такой же, как у всех людей. Она любила, она страдала, она уставала, но в то же время с душой, и духом, которые имеются у каждого человека, нераздельно и неслиянно соединялась с Божественным естеством.

И вот подтверждение Божества в Иисусе Христе апостолы увидели при Его хождении по водам. Только что Господь насытил всех хлебами, что может сделать только Творец Вселенной, а теперь Он идет по водам, как Повелитель стихий. Господь, воплощенное Слово Божие, сияние славы Отца и образ Ипостаси Его, как потом скажет в послании к евреям ап. Павел (Евр.1,3), есть причина чудесных действий, потому что Бог Отец все сотворил через Слово – Сына Своего (Ин. 1, 3).

Молясь до позднего времени, Господь показал ученикам важность молитвы, особенно той, которая совершается втайне, а не напоказ. Придя в минуту опасности к ученикам, Господь показывает, что Он видит все на расстоянии, поэтому может прийти в любую минуту на помощь. Дозволив ап. Петру пойти по водам, Господь утверждает, что не только Бог может творить чудеса, но и тот, кто хранит образ Божий в себе, твердо веря и не сомневаясь в помощи Божией.

Свт. Феофилакт Болгарский так объясняет желание Петра приблизиться к идущему по водам Христу: "он веровал, что Иисус может не только Сам ходить по водам, но и ему дать эту возможность, и не сказал: повели мне ходить, но – «придти к Тебе». Первое означало бы тщеславие, а второе есть знак любви ко Христу… Но смотри: Петр, преодолев большую опасность – море, убоялся меньшего – ветра; так слаба природа человеческая! А как скоро убоялся, тотчас начал тонуть. Значит, когда ослабела вера, тогда последовало потопление Петра. Это научило и его не высокомудрствовать и послужило к успокоению прочих учеников, которые, вероятно, позавидовали Петру. Кроме того, это показало, как выше их Христос, Который так долго ходил по водам, между тем как Петр едва не утонул».

Кроме того, случившееся с Петром на море предзнаменовало его отречение и следующее за тем обращение и покаяние. Как позднее с великим дерзновением он скажет: «не отрекусь от Тебя» (Мф. 26, 35), так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде». И как там Господь попустил ему отречься, так и здесь попустил тонуть. Как здесь Господь простер к нему руку и не дал утонуть, так и там, посредством покаяния, извлечет Петра из глубины отречения.

А что нам мешает вере? Малодушие или какой другой грех так легко потопляет нас в море страстей, что лишь спасающая рука Господа может спасти нас. Злые духи всегда мешают спасению человека, колебля его веру, но даже среди самой страшной бури – Господь слышит голос человека, воззвавшего к Нему.

Еще один важный момент стоит заметить в этом Евангелии. Христос предстал «в четвертую стражу». Первой стражей был завет с Авраамом, второй – закон Моисеев, третьей – пророки, а четвертой – Пришествие Господа во плоти. Сын Божий спас нас, обуреваемых в ночи неведения, и не перестает пребывать с нами, дабы мы познали Его и поклонились Ему, как Богу. И так будет до Его второго пришествия к концу веков. ВедьБог всегда простирает спасающую руку к каждому из нас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий