Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28: В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
В день Успения Божией Матери Церковь предлагает нам два небольших отрывка из Евангелия от Луки, которые в историческом порядке следуют друг за другом и в то же время указывают на причину Торжества – прославление Божией Матери. Причем выбор Евангелия, чтомого на Литургии, падает на те события, которые лишь опосредованно говорят о величии Богородицы.
Матерь Божия во время своей жизни приобрела такое смирение, которое невозможно обнаружить ни у одного из живущих или живших на земле людей. Во всем подражая Сыну своему возлюбленному, она смогла отложить житейское попечение о суетных вещах мира и избрать благую часть – служение Богу. Всецело посвятив Ему себя с детства, она сама стала сосудом благодати, вместилищем Духа Святого, ковчегом Завета между Богом и людьми. Избрав благую часть, она возвысилась превыше небес, приняв Бога в утробу свою и заботясь об Иисусе по рождестве Его, в то же время сама учась от слов и поступков Его.
Сегодня мы вспоминаем разговор Иисуса с Марфой именно потому, что в жизни каждого есть своя дорога ко спасению и тот, кто направляет ее к Богу во всех жизненных ситуациях, обретает Его в своем сердце. Совпадение имен Божией Матери и сестры Марфы также символически указывают на избранничество, ибо имя Мария в переводе с еврейского значит «госпожа». Если Мария, сестра Лазаря, явилась госпожей над своими грехами, доверившись во всем Иисусу, то Пресвятая Дева Мария стала поистине Госпожей, Царицей Небесной, простирающей Свой покров над нами грешными. Как отмечает, святой Григорий Палама, "Многи дщери, - по Соломону, - стяжаша богатство, и многи сотвориша силу" (Притч. 31, 30). Сия же - Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».
Свт. Феофилакт Болгарский, анализируя действия Марфы и Марии, отмечает их всеобъемлющее значение для каждого из нас: «Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова. - Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. - Приметь сие: "которая не отнимется у неё". Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным».
Второй же отрывок Евангелия возводит нас к смиренному ответу Господа о Своей Матери. Кто-то из народа возгласил величие Той, которая питала Его, а Он воздает блаженство тем, которые слышат слово Божие и соблюдают его. И как может быть иначе, ведь Дева Мария стала Матерью Бога потому, что внимала словам Его и исполняла их? Именно за это чистое служение Богу Она удостоилась быть Матерью. В то же время Иисус Христос обращает внимание на всех людей, которые могут достичь Царства Небесного через исполнение заповедей блаженств, которые Он дал как новый Закон, основанный на любви человека к Богу и людям, не отвергая закон Моисея, а утверждая его. Кто же первым исполнил все заповеди Нового Завета? Пресвятая Дева.
Святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией так: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".
«Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? – вопрошает свт. Григорий Палама. - Ведь невозможно все Твое изложить рассуждениями и словами: поскольку все оно превосходит ум и слово. Однако же воспевать необходимо, если Ты человеколюбиво дозволяешь».
Пресвятая Богородица, спаси нас, ибо Ты пребываешь с людьми всем своим сердцем, как научил Тебя Сын Твой, и являешь ходатайство Свое пред Богом как при жизни, так и по успении Твоем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий