Мф., 77 зач., XVIII, 23-35: Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Обычно в сказках или других литературных произведениях образ царя выстраивается благодаря какому-нибудь могущественному персонажу или даже льву, царю зверей. В этой же притче мы видим необычное сравнение: Царство Небесное подобно царю. Причем не царь сравнивается с кем-то, хотя казалось бы он главный, а наоборот, Царство Небесное. Почему Господь использовал именно это сравнение, говоря о Царстве Божием как о нечто большем, чем царь?
Ответ прост. Царь в притче - земной, а Царство - Небесное, которое само есть обиталище Духа Святого, само есть Слово Божие, совершенное и всемогущее, повелевающее и вездесущее, исходящее от Отца. Кто может пребывать в Нем? Тот, кто в жизни последовал за Христом и принял в себя Бога, сделался достойным называться сыном Божиим.
Кого же Господь называет чадом Своим? Того, кто уже не раб страстям, а принял сыновство, и подобясь Христу, стал исполнять во всем волю Отца, имея путеводителем Духа Святого. Того, кто возлюбил Бога больше, чем всех, а ближнего, больше чем себя.
Кто-то скажет: это невозможно для человека, тем более, живущего в современном мире, полном соблазнов и искушений. А когда не было искушений? Как тогда, так и сейчас между нами и Богом стоит наша совесть, допускающая к Нему или отдаляющая от Него. Даже если человек будет себя излишне укорять, уничижать до уныния, или наоборот, легкомысленно относиться ко всему, заглушая свою совесть, ситуация не изменится: человек останется на том же расстоянии от Бога, потому что не прислушался к своей совести.
Несправедливое суждение о своих грехах часто сочетается с таким же суждением о чужих грехах. Как часто мы меряем человека по себе, осуждая его то в одном, то в другом, и в то же время не хотим простить его так, как хотели бы, чтобы Бог простил нас. Часто можно услышать возгласы: «Вот живет, других объедает, бесчинствует, а Бог его не наказывает, живет себе во здравие». Ставя себя на место судьи, не хотим не только простить грех ближнего, но и берем на себя право судить, будто знаем, как спасти этого человека, которого толком не знаем, оценить его лучше, чем Бог.
Суд же Божий всегда справедлив. Более того, он вожделенен для верующего человека, потому что ищущий правды ищет ее во всем, и, находя справедливость в суде Божием, лучше кается, быстрее исправляется, благодаря Бога за все. Такой суд совершается на земле ежечасно. Посмотрел, позавидовал, глядь – проблемы с глазами. Упорстовал, никого не слушал, глядь – проблемы с ушами. Это милость Божия, указующая человеку прямо на грех. Причем не Бог посылает болезнь, но человек сам навлекает ее на себя из-за того, что лишается Божией благодати. Однако не каждый может извлечь урок из того или иного события.
«Десять тысяч талантов, - по словам свт. Феофилакта Болгарского, - должны мы, потому что ежедневно получаем благодеяния, а не воздаем Богу ничего доброго. Должники десяти тысяч талантов и те, которые приняли начальство над народом или над многими (ибо каждый человек есть талант, как сказано: великое дело человек) и нехорошо употребляют власть свою. Они также дадут отчет. Продажа должника с его женою и детьми и всем имением означает отчуждение от Бога; ибо проданный делается рабом другого господина, то есть диавола. Под женою должно разуметь плоть, супружницу души, а под детьми – худые действия, производимые душою и телом. Сию-то плоть повелевает предать сатане на истязание, то есть предать болезням и мучению демонскому. Велит также связать и детей, то есть деятельные силы зла. Так, Бог иссушает чью-либо руку крадущую или связывает ее посредством какого-либо демона. И вот жена – плоть и дети – злые действия преданы измождению, да дух спасется; ибо человек тот уже не может воровать. Подобным образом разумей и прочее».
Гордость, именно наша гордость, часто мешает прислушиваться к Слову Божию. Мы хотим, чтобы простили нас, но не хотим простить должнику, как описано в евангельской притче. С такой логикой легко уйти от ответа: «А кто же может спастись?», т.е. если я не могу спастись, не может и другой. Господь же хочет спасения каждому. У Бога все живы. Пока человек живет на земле, значит есть надежда и на его спасение, поэтому Господь не перестает вразумлять каждого, чтобы помочь человеку освободиться от страстей. Только не надо выгораживать себя, высокомерно сравнивать себя с другими, надо просто с чувством раскаяния попросить у Бога помощи и приступить к собственному исправлению. Чем больше человек себя смиряет, тем легче он прощает. А чем больше человек прощает, тем легче он исправляется сам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий