Мф., 70 зач., XVII, 1-9: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Преображение Господне произошло вскоре после того, как Иисус Христос объявил ученикам о Своих будущих страданиях, смерти и воскресении. О чем-то Он говорил прикровенно, о чем-то явно, открыто, поскольку душевное состояние у каждого ученика было разное, и не каждый мог вместить в себя все слова. Подтверждением этому служат последующие события. Одни апостолы, зная, что Христос будет предан, все же надеялись на справедливый конец – утверждение Царства еще здесь, на земле, а другие – уже думали о Небесном Царстве, но неразлучно с Господом. Лишь один ученик сомневался во всем сказанном, хотя пока еще верил своему Учителю.
Думал ли Иуда, что предаст Христа на смерть? Нет. Он вообще не думал серьезно о том, что будет дальше, поскольку забота о деньгах занимала его ум больше, чем другие вещи. Может он и рассчитывал на то, что Христос как Царь проявит Свое могущество и освободится от плена, но на то, что сам Иуда станет орудием смерти – явно не думал, потому увидев все потом – ужаснулся, но не покаялся в своем жестокосердии.
Думали ли другие апостолы о том, что останутся одиноки? Нет. Господь всегда был рядом и наставлял их, и утверждал в самую трудную минуту. Неужели они могли допустить мысль, что вскоре Он насовсем оставит их? Они надеялись остаться со Христом, даже если Того предадут на смерть. Они были готовы идти за Ним на смерть, но в надежде быть рядом.
«А может быть, Царство Небесное уже приблизилось, значит мы будем рядом с Иисусом?» - думали ученики. Но, когда Христа предали, все случилось иначе. Нет величия Божия в явном виде, нет сонма ангелов, нет близости со Христом – Его уже увели под стражу и заключили в темницу. Чувство оставленности пережил каждый из апостолов, забыв на время все, чему учил Христос. Но вот первыми встрепенулись сердца апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Хотя Петр и Иоанн последовали вслед за взятым под стражу Христом, но показываться перед людьми боялись. Один отрекся, но все же покаялся и следил за происшедшим. Другой был более осторожным, проявляя заботу о Матери Иисуса. Брат Иоанна, Иаков, конечно, также был единомыслен с ним во всем. Именно эти трое учеников по воскресении Христа подняли дух своих собратьев, напомнили апостолам о всем том, что говорил Христос. И, конечно, во многом им помогло воспоминание удивительного видения, произошедшего ранее – Преображения Господня.
Тогда на горе фаворской Иисус поднял испуганных апостолов, ошеломленных чудным явлением Божества...
Только их, Петра, Иакова и Иоанна, Христос взял с Собой на гору, и только они увидели преобразившегося Господа, пророков Моисея и Илию. Такой приятной показалось им беседа Иисуса с пророками, что Петр предложил даже поставить им кущи. Но, когда раздался с неба глас Отца, они уже не могли устоять, припав к земле в страхе и трепете. И снова любящий Сын, как и любящий отец своих чад, рядом с ними, по-отцовски простирает спасающую руку: «Встаньте и не бойтесь». И лишь позже, когда те пришли в чувства, говорит им: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Что же за тайну несет в себе Преображение? Преображение Господне предзнаменует будущий век, в котором Царством будет править не тленный царь, а вечный Бог. Свт. Иоанн Златоуст отмечает, что преображение Христа нужно было для того, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Свт. Григорий Палама отмечает: «Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими». Преобразившись в лице, одеянии, Господь показал, что в Нем соединены два естества: человеческое и Божественное, - и через это неслиянное, нераздельное, неизменное соединение нам открылся путь к обожению, освящению, преображению души.
Некоторые еретики впоследствии считали, что во Христе произошло изменение божественной природы, которая поглотила собой человеческое естество и просияла в теле Христа, но святые отцы учат нас о том, что именно в Преображении явлено Божество в самой обычной, человеческой природе, поэтому для каждого из нас открыт такой же путь к преображению. Только, если Господь Иисус имел совершенное, не поврежденное грехом естество, то мы подвергнуты греху с рождения, но, несмотря на это, имеем дерзновение именоваться чадами Божиими.
Свт. Феофан Затворник так пишет об этом событии: «В Преображение глас с неба не другое что изрек, как "Его слушайте" (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных - богородными, из бренных - вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к Нему приходят и обитель у Него творят. Вот и свет Преображения!»
Преображение являет Сына в славе Отца. Свидетельство Отца происходит в Духе Святом. В результате мы снова видим откровение всех Лиц Святой Троицы. А как может быть иначе, если Святым Духом всякая душа живится? Свт. Григорий Палама отмечает присутствие Святого Духа следующим образом: «Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа: они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением с Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая и Родившая чудесно узнала, что Рожденный от Нее есть воплотившийся Бог; и Симеон, лишь только принял этого Младенца на руки; и старица Анна, вышедшая к сретению - ибо Божественная сила просвечивалась, как бы сквозь стеклянную оболочку, сияя для имеющих чистые очи сердца. Да и для чего Господь пред началом Преображения избирает главнейших из лика апостольского и возводит их с Собою на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно великого и таинственного в показании чувственного света, который обильно тогда имели уже не только избранные, но и остальные апостолы? Какая была нужда для них в изменении силой Духа очей их для созерцания того Света, если он чувственный и сотворенный? Как можно Славу и Царство Отца и Духа Святого представлять в каком-то чувственном свете? Неужели в подобной Славе и Царстве придет Христос Господь и в скончание века, когда не будет нужды ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству апостола, "Бог будет всяческая во всех" (1 Кор. 15, 28), то есть, будет заменять все для всех? Если же - все, то, следовательно, и свет. Отсюда явно, что Свет Фаворский был Светом Божественным! И Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет "требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и светильник его - Агнец" (Апок. 21, 23). Не ясно ли, что он показывает здесь Того же Иисуса, Который ныне на Фаворе Божественно преобразился, и плоть Которого сияла, как светильник, являющий Славу Божества восшедшим вместе с Ним на гору? Равным образом и об обитателях того града тот же Богослов говорит: "не потребуют света от света, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я: и нощи не будет тамо" (Апок. 22, 5). Но какой же, спрашиваем, есть другой свет, у котораго "несть пременение или преложения стень" (Иак. 1, 17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, если не Свет Божества? Притом, Моисей и Илия (и особенно первый, который, явно, присутствовал духом, а не плотью) посредством какого чувственного света могли быть осияны, видимы и познаны? ибо и о них написано: "явльшася во Славе, глаголаста же исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме" (Лк. 9, 31). И как иначе апостолы могли узнать тех, кого никогда до того не видели, если не при таинственной силе Божественного Света, открывшего мысленные очи их? Но не станем утомлять внимания вашего дальнейшим изъяснением слов Евангелия. Будем веровать так, как научили нас те самые, которые просвещены от Самого Христа, поскольку только они одни знают это хорошо: ибо тайны Божии ведомы, по словам Пророка, одному Богу и Его присным. Мы же, разумея тайну Преображения Господня по их наставлению, будем и сами стремиться к озарению этим Светом и возгревать в себе любовь и стремление к Неувядаемой Славе и Красоте, очищая духовные очи от земных помыслов и огребаясь от тленных и скоропреходящих сладостей и красот, помрачающих одежду души и ввергающих в огнь гееннский и тьму кромешную, от которых да освободимся озарением и познанием Невещественного и Присносущного Света преобразившегося на Фаворе Спаса нашего, во Славу Его, и Превечного Отца Его, и Животворящего Духа, Которых Едино Сияние, Едино Божество, и Слава, и Царство, и Сила ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий