Мф., 58 зач., XIV, 14-22: И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Когда Ирод повелел отсечь честную главу Крестителя Господня Иоанна, Иисус как вездесущий Бог уже знал, что произошло. Как человек Он скорбел о смерти Своего сродника и великого пророка, ища уединенного места, чтобы помолиться Отцу Небесному. Как Бог Христос ведал, что смертью Иоанна возвещается жизнь. Ведь, сойдя в ад, Предтеча Господень благовествовал и там о явльшемся плотию Спасителе, который возьмет на Себя грех мира и подаст всем великую милость. Хоть Ирод, воплотивший в себе плотский, грубый ум иудейский, обезглавил Иоанна, главу пророков, не поверив и всем пророчествовавшим о Христе, он не смог остановить проповедь на земле, ибо сами дела Иисуса говорили о себе. То, что Иисус отошел тотчас в пустынное место означает его обращение к язычникам, которые были пусты в отношении к Богу, но затем поверили ему, наполнив свою жизнь новым духовным смыслом.
В уединении Иисусу не пришлось быть долго. Народ искал Его и следовал за Ним, ища поучений, как насущного хлеба, питающего их истощившиеся неведением души. Выйдя из лодки, Он встретил Свой народ, жаждущий не только исцеления болезней, но и поучений. Всемилостивый Господь знал также и то, что скоро придет Его время расстаться со всеми. Христос желал, чтобы Его ученики оставались Ему верны до конца, вспоминая все происшедшее в будущем времени. Именно поэтому символично число оставшихся с пищей коробов. Их двенадцать. Ровно столько, сколько учеников, включая предателя - Иуду. Свт. Феофилакт объясняет это так: «Дает хлебы ученикам, чтобы они всегда помнили о чуде и никогда не выпускали его из мыслей, так как и они скоро забывали. А чтоб ты не подумал, будто чудо было призрачное, хлебы умножаются; а именно двенадцать коробов оказывается остатков для того, чтобы и Иуда понес и не устремлялся на предательство, помышляя о чуде".
Умножение веры апостолов было очень важно для Господа, ведь «жатвы" оставалось много, а "делателей" было еще мало. Кроме того, Иисус показал Своим ученикам необходимость заботиться о людях, несмотря ни на какие отягчающие обстоятельства. Однако Он не сразу обратился к апостолам, чтобы те рассадили людей, а затем накормили их из умножившихся хлебов и рыб, но прежде испытал самих учеников, подготавливая их к будущему служению с великой верой и упованием на Господа.
В то время как ученики желали отпустить народ, чтоб тот сам нашел себе пищу, Христос предложил им другой чудный способ накормить алчущие правды души. «Дайте им есть», - сказал Иисус и совершил то, что всегда было свойственно Богу: созидать из небытия бытие, умножать из малого многое. Люди, став свидетелями умножения хлебов, узнали, что перед ними не просто святой, как например пророки Илия и Елисей, умножавшие муку и елей для малого семейства. Ведь Иисус накормил пять тысяч людей, открывая истину о Себе как о Творце земли и моря. Не этим ли чудом Он уже насытил алчущие правды души?
Пять тысяч народа, как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, также означают пять чувств поврежденных, которые были уврачеваны пятью же хлебами; ибо как пять чувств недуговали, то столько же было необходимо и пластырей на душевные раны. Поскольку наши недуги, большей частью, происходят от маловерия и по этой причине отступления от заповедей, то исцеление было возможно только через веру. Сначала врачует, а затем питает: "ибо если не отпустит нам грехов и не уврачует недугов посредством крещения, то не напитает нас причащением Пречистых Тайн Тела и Крови Своей, так как никто, не крестившись и не покаявшись, не причащается."
Две рыбы суть слова рыбарей. Одной рыбой – Евангелием - просвещен весь мир, а другой - Апостолом - дано руководство всем церквям, а также объяснение, как жить по вере. Под пятью хлебами некоторые отцы понимают Пятикнижие Моисеево, то есть Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Апостолы же взяли и понесли двенадцать коробов со всей оставшейся пищей, то есть с тем, чего не могли снести, уразуметь, остальные. Собрав остатки пищи, они показали и то, с каким благоговением нужно относиться к Слову Божию, хранить Слова Премудрости неповрежденными, неоскверненными.
Сразу после насыщения народа хлебами и рыбой, Господь понудил учеников войти в лодку – надежный корабль спасения, способный сохранить их от всякого честолюбия. Сам же отпустил народ, оставляя ему Свое благословение. Потому, кто хочет держаться правильного пути спасения в море греха и соблазна, должен хранить в своем сердце чистую веру, исполняя закон Христов, ибо теперь мы живем не под Моисеевым законом, а под законом Христовым (1 Кор. 9:21).
"Удивительно, непостижимо, всегда ново, таинственно это повеление Христа Владыки, - отмечает о.Артемий (Владимиров). - И как важно уразуметь его, дабы угомониться, успокоиться, отогнать всякую ложную неудовлетворенность, тревогу, тоску, и понять, что поприще к совершенному угождению Творца нам уже даровано. Дорога обретена. Не нужно метаться и бегать, во всех углах ища более удобного места и служения ко спасению наших душ. Ибо вот - место указано, время обозначено, поприще найдено. «Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов». Аминь.