21 июл. 2009 г.

7-ая Неделя по Пятидесятнице

Мф., 33 зач., IX, 27-35: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

Когда человек долго страдает неизлечимой болезнью, он начинает постепенно привыкать к ней, находя занятия по своим возможностям, но в глубине души все равно чает выздоровления или, по крайней мере, облегчения своим страданьям. Некоторым, наоборот, жизнь кажется невыносимой, они впадают в отчаяние, от чего не могут бороться даже с малыми трудностями, постоянно требуя к себе внимания. Кто-то опускается до такой степени, что считает невозможным для себя любой труд. Люди бывают разные. Одни находят свое место в жизни, другие – нет. Впрочем, так и здоровые люди, не обремененные болезнями: одни могут найти смысл в этой жизни, а другие - нет, но все же в более тяжелых обстоятельствах находятся калеки, инвалиды.

Два слепца, пришедшие к Иисусу Христу, слышали о Нем не только, как о Целителе, но и как о Спасителе. Они не раз задумывались о смысле своей жизни, но так и не находили ответа. Как только весть об учении Христа и многочисленных исцелениях, совершенных Им, дошла до них, в сердцах тут же зародилась надежда зажить полной, настоящей жизнью, как все.

Пожалуй, не каждый из нас может оценить дар жизни, способность к совершению дел, как могут те, которые прошли путь лишения и скорбей. В наше время то и дело встретишь молодых парней, не хотящих работать, а только сидеть на шее у своих родителей. Они не ценят тех возможностей и сил, которые им дал Бог, но стоит чему-то произойти в их жизни серьезного, или даже опасного, как тут же они берутся за работу. В былые времена, конечно, было меньше тунеядцев, но не умеющих употреблять свои силы во благо себе и другому – много, как и сейчас. В этом отношении два слепца, желающие жить полноценной жизнью, наполненной смыслом, и их вера служат для нас примером. Прошением «помилуй нас» они взывали к Иисусу как к Богу, а называя Его «сыном Давидовым» - признавали Его человечество, поскольку всем иудеям было известно, что Мессия произойдет от племени Давидова. Именно за эту веру их исцелил Христос.

О глубокой вере свидетельствует еще один факт. Святитель Феофилакт Болгарский отмечает, что слепцы шли за Христом до самого дома, не теряя веры, и ею же, обличили маловерных иудеев. Исцеление же произошло в доме, наедине с Иисусом.

Хороша вера, но она должна возрастать вместе со смирением. Иисус исцелил слепых в доме, а не при народе, показав страждущим болезнью Свое смирение, а затем призвал исцеленных никому не говорить о совершенном чуде. Что же помешало исцеленным исполнить обещанное? Радость, чувство благодарности, переполнявшие сердца, или что-то иное?

Если вспомнить другие случаи исцелений, то среди них можно найти те, когда Иисус прямо разрешал говорить о совершенном чуде, побуждая исцеленных воздать славу Богу: «расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8, 39). Может, эти слепцы были слишком близки к тайне Боговоплощения, чувствуя и веря, что перед ними Спаситель, в то время как другие еще не были готовы принять это? Ведь долгое время Христос прямо не говорил о Себе народу, зная, что еще не пришло время. Злость же фарисеев на тот момент и так доходила до предела: стоит вспомнить их обвинения на Иисуса, представляя Его в виде веельзевула. Может, слепцы еще недостаточно поняли смысл своего исцеления, а Господь давал им возможность поразмыслить над ним и положить смирение в основание своей новой жизни. Мы не можем точно ответить на эти вопросы, хотя без сомнения веруем, что предложенное Господом послушание оказало бы им большую пользу, чем разглашение этого чуда.

Вспомним себя в минуты радости, как нам хочется быстрее ею поделиться, порой не видя того, кто стоит рядом с нами. В результате, потом удивляемся возникшей зависти или раздору, потому что ваш успех мог повергнуть в печаль другого. Чаще в таких случаях воздавайте благодарность Богу, ибо без Него не имели бы никакого успеха. Вспоминайте благодетелей, наставников, умейте с благодарностью делиться своей радостью, тогда и другой человек, видя ваше смирение, а не самохвальство, приобщится к нему. Если же недруг стоит перед вами, то не злите его своим успехом. Ведь и Христос временами скрывался от людей, не желая ни почестей, ни усиления зла, творящегося вокруг. Но и не бегал от страданий, прямо идя на Крест. Не переставал делать добро, продолжая исцелять в субботы, равно как и в другие дни.

Еще одно исцеление немого бесноватого, последовавшее вслед за предыдущим, как раз подтверждает то, что Господь не боялся исцелять в присутствии фарисеев, но делал это всегда тем способом, который был во благо человеку. В этом случае Он даже не спросил, верует ли бесноватый, потому что знал, в каком тяжелом состоянии находилась душа болящего.

Народ в изумлении – таких чудес он никогда не видел. Изгнан бес – немота исчезла. Между тем смысл для себя извлек каждый: зло сковывает болезнью наше тело, а исцеление приходит со Христом. Значит Христос выше пророков и патриархов, ведь Он исцеляет со властью, а не как те – лишь по молитве. С такой живой проповедью ходил Иисус по селениям, не только исцеляя всякую немощь в людях, но показывая источник зла и проповедуя Евангелие Царствия Божия.