Мф., 18 зач., VI, 22-33: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Как светильник может освещать собой все, что находится вокруг, так ум человеческий может через добрый помысел изменять восприятие окружающих нас предметов и явлений. Об этом очень хорошо говорил старец Паисий Святогорец, побуждая людей зажечь свой светильник в душе, от которого сразу станет видно, где спрятался грех и что нужно исправить. Если горит в душе свет веры, то никакое обстоятельство не сможет сломить человека. Он везде будет искать выход и находить его, потому что свет Христов, зажегшийся в душе, озаряет не только душу, но то, что вокруг, показывая путь к спасению.
Свт.Феофан Затворник сравнивает око с умом также по этой причине. Направляя ум в доброе русло, можно по-другому научиться воспринимать отношение к тебе человека, на которого раньше всегда обижался. Ум способен сказать душе: "ты грешна, а этот человек в том-то и том-то лучше тебя, разве ты не достоин такого отношения к себе?" Если же думать о себе как о праведнике среди грешников, да еще хвастаться своими трудами, то эти мысли помрачат твою душу так, что не заметишь того. Сам будешь думать, что светло, но разве может быть свет от тьмы, ибо любой грех сродни деяниям бесов. Они пали, очернили свои души навсегда, неужели и ты хочешь навсегда потерять образ Божий?
Нет, нельзя работать двум господам, потому что они чужды друг другу, а ты, человек, хочешь смешать белое с черным и выдать это за свет. Говоришь, как хорошо выругаться для блага, а сам возбуждаешь в себе зло из раза в раз. Говоришь, как хорошо слукавить для мира, а сам потворствуешь чужому греху и боишься больше за себя, чем за другого. Господь не злословил, когда Его не слушались, но обличал. Господь говорил правду или уходил до времени от ответа, но никогда никому не лгал.
Мы часто заботимся о себе, больше чем о других, потому что эгоистичны и считаем себя достойными многих благ. То и слышно от одного, от другого: "Я всю жизнь пахал, теперь есть все: телевизор, видик, машина, дача..." А что за эту жизнь ты сделал для души? И даже если скажешь "много", то и в этих словах будет лукавство, если до сих пор ты не понял смысла своей жизни.
Господь сказал, чтоб мы не заботились так рьяно о еде, одежде, становясь гурманами в своей жизни, способными выбирать из сотни то, что по вкусу, но, увы, не по пользе. Ни птицы небесные, ни цветы полевые не поступают так, как мы, но Бог питает и одевает их так искусно, как не может сделать никто из людей. Так неужели о нас не позаботиться Бог?
Господь знает нужду каждого еще прежде, чем мы назвали ее, но подает человеку то, что нужно для его спасения. Господь отвечает на наши просьбы, но делает это так, чтобы показать путь ко спасению, потому и сказано: ищите прежде Царства Божия, - тогда будете знать к чему стремитmся, что просить и кому оказывать помощь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий