12 июл. 2009 г.

Неделя 4-ая по Пятидесятнице

Мф., 25 зач., VIII, 5-13: Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

О том, что воины приходили к вере и ожидали Мессию, Спасителя мира, мы знаем еще с первых страниц Евангелия. К св. Иоанну Крестителю подходили воины, спрашивая, как им спастись. Великий пророк и Предтеча отвечал им: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Для простого небогатого народа, привыкшего роптать на свою жизнь, это было тяжело исполнить, но тем не менее, многие из них соглашались. Сотники, конечно, были в более привилегированном положении.

Сотник - звание воинского начальника в римском войске, имевшего под своей командой сотню, т.е. сто солдат. О таких римских воинских начальниках повествует св. апостол и евангелист Лука. Один сотник, сказано, построил синагогу (Лк.VII, 5), а другой сотник, стоявший напротив распятого Христа, засвидетельствовал Его божество: «истинно человек сей был Сын Божий» (Лк.XV, 39). Из Деяний святых апостолов мы также видим, что ап. Петр был послан к сотнику Корнилию с особым поручением возвестить ему Евангелие. Корнилий был человек «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, тративший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. X, 2). Сотник из Капернаума также обладал добрым сердцем, которое тут же заметил Христос. Чтобы подчеркнуть силу веры таких людей, Господь обращается ко всем со словами, утверждающими преимущество не по родству, которым кичились многие иудеи, считавшие себя потомками Авраама, а по образу жизни.

Помимо любви к ближнему, блж. Феофилакт Болгарский отмечает еще одно качество сотника, которое говорит о его добродетелях: сотник не взошел на гору, чтобы прервать учение и высказать свою просьбу, но терпеливо ждал. Хотя ап. Лука говорит, что он послал к Иисусу иудейских старцев, но это не противоречит словам евангелиста Матфея, который говорит, что сотник пришел сам. Ведь вполне вероятно, что сначала он послал других, а потом, когда возвысилась опасность смерти, пришел сам.

Было бы не удивительно, если бы за слугу просили его родные или друзья, как мы видели на примере расслабленного, спущенного на постели через кровлю дома, здесь же начальник просит даже не за воина из своей сотни, а за слугу. Господь наш Иисус Христос не раз говорил ученикам о том, что надо считать себя последними и быть готовыми услужить другим, а этот сотник так поступал всю жизнь. Разве не чудно?

Господь удивляется вере язычника, как весьма великой, говоря: «и в Израиле не нашел Я такой веры». Ведь даже праотец Иаков думал, что Бог есть только на том месте, где видел лествицу, а сотник признал Христа вездесущим и всемогущим, сказав: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Потому тот час же и выздоровел слуга, не дожидаясь, когда Господь придет к нему лично. Потому многие, поступающие как сотник, займут место маловерных иудеев. Те же, кто считал себя избранным народом, но не поверил во Христа, стал изверженным во тьму внешнюю. По блж. Феофилакту, названием внешней тьмы Христос показал, что есть и внутренняя тьма, легчайшая первой, так как есть степени и в муках. Потому так важно следить за собой, не оправдываясь ни положением в обществе, ни занятостью, ни родством, чтобы жить благочестиво, исполняя заповеданное Господом. Тогда и наша вера будет такой же, как у сотника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий