Мф., 67 зач., XVI, 13-19: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Придя в Кесарию Филиппову, находящуюся далеко от иудеев, поскольку это была другая Кесария, Господь позволяет Своим ученикам проанализировать то, что говорит о Нем народ. Затем вопросом: "А вы за кого почитаете Меня?" - подводит апостолов к тому, что не надо колебаться в вере, как делают многие люди, но твердо исповедовать Божество Сына Человеческого. Первым таким исповедником засвидетельствовал себя Петр. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» - прежде всех учеников провозгласил он, словно опровергая сомнения в народе, приводящие к тому, что одни называли Христа Иоанном, другие - Илией, а третьи - Иеремией.
За эту горячность Петра, быстроту его решений в деле спасения, Господь называет его блаженным. Ведение Петра свт. Феофилакт Болгарский называет откровением, поскольку неизвестное и тайное открыто было ему Отцом. Ведь Господь никогда не требовал называть Себя Сыном Божиим - Его дела говорили об этом. Людям же позволял говорить о себе как о Наставнике, Учителе, пророке, непрестанно возводя их ум к Отцу Небесному. Лишь наедине со Своими учениками Он говорил им прямо, посвящая в тайну Своего пребывания на земле в образе человеческом. Хотя ученики уже долгое время находилось со Христом, верили в то, что Он - Мессия, Спаситель, все же понять, как в Нем могло соединиться естество Божества и человека - понять было трудно. Достоинство к открытию этой тайны было получено первоверховным апостолом Петром от Самого Отца Небесного.
Символически Христос упоминает имя Петра и вместе с его родством – «сын Ионин». Как сын получает благословение от отца, так и Петр получил благословение от Бога на основание Церкви. Никакая Церковь не может быть создана без Престола, на котором поставляется Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Исповедание Петра стало основанием для верующих, поскольку к Причастию может подойти лишь тот, кто твердо верит к Кому приступает. Ведь Церковь есть здание веры, в основание которой положен камень – Иисус Христос. Только верой во Христа мы можем построить храм и своей души, который не смогут разрушить силы ада.
Врата ада устраивают на пути к спасению гонители, которые прельщением низводят христиан в ад, а также еретики, вводящие людей в заблуждение. Только Церковь, хранящая полноту веры, может помочь избежать этих врат. Помня заповедь Христа «блажени есте, егда поносят вас…», мученики смело шли на страданья, не взирая на боль, и своей непреклонностью веры утверждали сердца тысяч людей, еще не окрепших в вере. Умирая за Христа, они оставались живы душой, поскольку в их храме, как в любящем сердце, жил Бог. Любую горечь и сомненье, любой проступок или грех они вычищали своим исповеданием, своей верой, ибо без очищения невозможно и спасение.
Когда Иисус сказал Петру: «дам тебе ключи Царства Небесного», под этим Он понимал прощение разрешающее, или запрещение, связывающее грехи. Как отмечает Феофилакт Болгарский, те, кто подобно Петру удостоились епископской благодати, также имеют власть прощать и вязать. Хотя одному Петру сказано: «дам тебе», но дано всем апостолам. Когда? Когда Господь сказал им: «Кому простите грехи тому простятся» (Ин. 20, 23). Ведь выражение «дам» означает будущее время, то есть после воскресения.
Небесами также можно назвать добродетели, а ключами их – труды. При помощи трудов, как бы при помощи отверзающих ключей, мы входим в каждую добродетель. Если же мы не делаем, а только знаем доброе, то имеем лишь ключ знания, оставаясь во вне. Тогда узы собственных грехов будут сковывать нас, не давая совершенствоваться ни в чем, в то время как делающие добро получат награду. Об этом прекрасно сказал еще один первоверховный апостол Павел: "Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: "вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится".
Как отмечал свт. Иоанн Златоуст: "Не погрешил бы тот, кто назвал бы душу Павла лугом добродетелей и раем духовным: так обильно процветал он благодатью и столь достойное благодати явил любомудрие души! Так как он сделался избранным сосудом и хорошо очистил себя, то на него обильно излился дар Духа. Отсюда источил он нам и дивные реки, не четыре только, подобно райскому источнику, но гораздо многочисленнейшие, которые текут ежедневно и не землю орошают, а возбуждают души человеческие к принесению плодов добродетели" (Рим. 9, 30-33).
Упорный гонитель христианства стал неутомимым проповедником Евангелия, поэтому апостола Павла паче иных потрудившегося в распространении веры, Церковь причислила к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5).
"Итак, если Бог так почтил род наш, что одного человека удостоил сделаться виновником столь многих доблестных дел, то станем и мы соревновать, подражать и стараться быть подобными ему, и не будем считать этого невозможным. Я часто говорил и не перестану говорить, что и тело у него было такое же, как у нас, и пища такая же, и душа такая же; но воля у него была великая и ревность пламенная. Это и сделало его таким. Поэтому никто пусть не унывает, никто пусть не отчаивается. Если ты приготовишь свою душу, то ничто не воспрепятствует и тебе получить такую же благодать, потому что Бог не лицеприятен. И Павла Он создал, и тебя Он же произвел; как его Он – Владыка, так – и твой; как его прославил, так и тебя хочет увенчать. Дадим же обещание очистить себя, чтобы и нам, получив обильную благодать, удостоиться тех же благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (свт. Иоанн Златоуст).
Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла спаси, Господи, души наши!
Комментариев нет:
Отправить комментарий