Мф., 9 зач., IV, 18-23: "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях".
Свв.: Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12: "И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас".
Во вторую Неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает Евангельское событие о призвании учеников, которое началось с самых простых людей из народа, рыбаков, братьев по плоти, по духу и по вере. Этими братьями были Андрей и Петр, причем Петр был старшим, поэтому его имя пишется первым, несмотря на то, что первозванным апостолом именуется Андрей. Тем не менее, Господь призвал их не по признаку первородства, а по готовности следовать за Ним и исполнять заповеданное. Петр с Андреем, так же как и другие братья, Иаков с Иоанном, станут ближайшими учениками Господа. Тотчас оставив свои житейские попечения, они последовали за Христом.
Безусловно, апостолы уже слышали об Иисусе Христе от Иоанна Предтечи. Но, когда они услышали божественные слова из уста Самого Христа, когда воочию увидели совершенный образ Его жизни, почувствовали силу Его слов, то больше не могли придерживаться старого образа жизни. Они последовали за Господом, веря, любя и надеясь. Эта надежда не была посрамлена. Они получили больше, чем ожидали сами. Они нашли Бога, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, почувствовали Его присутствие в своем сердце, ибо все желания как на ладони были перед Христом. Господь не только знал все их мысли, но и отвечал на насущные вопросы. В этом и заключался сокровенный смысл Богообщения. Та молитва, которой апостолы были научены с детства, нашла воплощение в беседе со Христом. Чем чаще они общались, тем сильнее было ощущение Бога в своем сердце, тем лучше они понимали, что перед ними Сын Божий.
Безусловно, апостолы уже слышали об Иисусе Христе от Иоанна Предтечи. Но, когда они услышали божественные слова из уста Самого Христа, когда воочию увидели совершенный образ Его жизни, почувствовали силу Его слов, то больше не могли придерживаться старого образа жизни. Они последовали за Господом, веря, любя и надеясь. Эта надежда не была посрамлена. Они получили больше, чем ожидали сами. Они нашли Бога, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, почувствовали Его присутствие в своем сердце, ибо все желания как на ладони были перед Христом. Господь не только знал все их мысли, но и отвечал на насущные вопросы. В этом и заключался сокровенный смысл Богообщения. Та молитва, которой апостолы были научены с детства, нашла воплощение в беседе со Христом. Чем чаще они общались, тем сильнее было ощущение Бога в своем сердце, тем лучше они понимали, что перед ними Сын Божий.
Второй отрывок Евангелия, посвященный памяти всех святых в земле Российской просиявших, возводит наш ум к горнему миру, в котором исполняются законы, основанные на любви и вере. Называются они заповедями блаженства, потому что, кто исполняет их, тот достигает Царства Небесного, т.е. блаженной жизни.
Кто из нас не хочет быть в раю, не хочет прекрасной, спокойной жизни? Господь говорит о том, что достигнуть рая можно только усердным трудом и добрыми делами. Девять заповедей не только воплотили в себе прежние ветхозаветные 10 заповедей, но и наполнили их новым смыслом. Ища Бога, каясь перед Ним, служа Богу и людям, готовясь терпеть за Христа, за веру все, что угодно, человек достигает истинного смысла своей жизни и начинает стремиться не к спокойной жизни, а к той, которая наполнена смыслом. Все святые в земле российской просиявшие - верный тому пример.
Как не вспомнить светильников земли русской: начальников монашеского жития - преп. Антония и Феодосия Печерского; служителей Святой Троицы - преп. Сергия Радонежского и преп. Александра Свирского; молитвенника земли русской и утешителя любого страждущего - преп. Серафима Саровского, встречавшего людей со словами: "Радость моя"? Невозможно не упомянуть и князей, и царей, митрополитов, патриархов, монахов и мирских, в любом чине и звании послуживших распространению веры на земле нашей - равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, благоверного князя Даниила Московского - покровителя града Москвы, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских и всея Руси чудотворцев, в тяжелое время сохранивших в народе дух православия.
Каждое столетие приносит нам новый сонм святых, но, конечно, больше всего исповедников появилось в 20 веке, в годы безбожной власти. Царь Николай со своим семейством первым принес жертву за весь русский народ, искупив его грех своей кровью. Многие угодники Божии замучены в тюрьмах и лагерях, а сведения о них бесследно уничтожены, но молитвы их слышит каждый, когда они вымаливают для нас крупицы мудрости, обращают наш взор к Богу. Чем больше мы будем помнить о них, чем чаще молиться, тем чище станет наша душа, потому что искренняя молитва заключается в ответе за свои поступки перед Богом: ответе благодарном и покаянном, преображающем душу посредством благодати, которая сходит на нас в молитвенном общении с Богом и святыми Его. Недаром и в сегодняшнем тропаре поется: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния Земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Как не вспомнить светильников земли русской: начальников монашеского жития - преп. Антония и Феодосия Печерского; служителей Святой Троицы - преп. Сергия Радонежского и преп. Александра Свирского; молитвенника земли русской и утешителя любого страждущего - преп. Серафима Саровского, встречавшего людей со словами: "Радость моя"? Невозможно не упомянуть и князей, и царей, митрополитов, патриархов, монахов и мирских, в любом чине и звании послуживших распространению веры на земле нашей - равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, благоверного князя Даниила Московского - покровителя града Москвы, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских и всея Руси чудотворцев, в тяжелое время сохранивших в народе дух православия.
Каждое столетие приносит нам новый сонм святых, но, конечно, больше всего исповедников появилось в 20 веке, в годы безбожной власти. Царь Николай со своим семейством первым принес жертву за весь русский народ, искупив его грех своей кровью. Многие угодники Божии замучены в тюрьмах и лагерях, а сведения о них бесследно уничтожены, но молитвы их слышит каждый, когда они вымаливают для нас крупицы мудрости, обращают наш взор к Богу. Чем больше мы будем помнить о них, чем чаще молиться, тем чище станет наша душа, потому что искренняя молитва заключается в ответе за свои поступки перед Богом: ответе благодарном и покаянном, преображающем душу посредством благодати, которая сходит на нас в молитвенном общении с Богом и святыми Его. Недаром и в сегодняшнем тропаре поется: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния Земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
ОтветитьУдалитьСЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-4/Ioann_Krest-Trinity-2.htm