Что мы подразумеваем под беснованием? Бесноватые – это люди, одержимые злыми духами. Понимать под бесноватыми больных — лунатиков, эпилептиков, сумасшедших и др. - ошибочно. Бесноватые явно отличаются от людей, одержимых тяжкими телесными и душевными болезнями. Хотя одержимость у бесноватых может выражаться буйством и необыкновенным неистовством, как у людей с психическими заболеваниями, но самое главное их отличие – это проявление одержимости при прикосновении к святыне.
В наше время мы также можем встретить бесноватых, по виду совершенно нормальных людей, но превращающихся в полузверей при прикосновении к мощам или просто при вхождении в храм. Они могут проявлять свою ярость и в обычной жизни, особенно, когда дело касается выбора спасительного для человека пути. Бесы начинают бороться с самим бесноватым, "оглушая" его за любую добрую мысль. Человек мучается, терзается, бежит в храм, где находит облегчение своим мукам. Но тут же в храме его бесовские полчища изрыгают неимоверные звуки, пугающие людей… И все же человек тянется к святыням в надежде получить исцеление.
Такую надежду имели и гадаринские бесноватые, которые измучились от присутствия в них бесов, но не могли по своим бесчисленным грехам, совершенным еще до беснования и явившимся причиной вторжения нечисти, избавиться от нее. Как только Иисус начал приближаться к земле Гергесинской, бесы с невероятной силой стали кричать в этих двух несчастных грешниках, но в то же время бесноватые чувствовали, что власть нечистых духов слабеет, и с надеждой на исцеление они пошли навстречу Христу.
О том, что было дальше, мы слышали не раз. Изгнание бесов в стадо свиней, исцеление, исповедание веры бесноватых, ропот жителей. Остановимся подробнее на том, почему Господь изгнал бесов именно в свиней?
По иудейскому закону свинья являлась нечистым животным, мясо которой не следовало употреблять в пищу. Гадаринцы не придерживались многих правил, а бесы просили послать их в стадо, чтобы отомстить Христу, зная, что будет ропот, и тогда в этой местности учение Господа не примут. Ведь исход был ясен в любом случае: в преисподнюю нечистые духи пошли бы по-любому, сразу по слову Христа или после их вхождения в свиней. Хотя может они и надеялись, что смогут остаться в свиньях? Господь же судил иначе. Он показал неразумие бесов, суетность человеческих мыслей и величие Божие. Он не боялся ропота, изгнания, но через Свои деяния утверждал веру и призывал к покаянию. Одним Своим словом Он указал на грех гадаринцев, изгнал бесов, исцелил бесноватых и утвердил веру в этой стране через исцеленных.
Какое значение сегодняшнего Евангелия мы можем вынести для себя лично? Свт. Лука Войно-Ясенецкий отмечает, что бесы могут вселяться в сердце человека и вести себя очень тихо. Человек даже не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если он отрицает все духовное. В наше время также «много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого… Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознавать их присутствие, не сумеем и бороться против них.
Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она вас предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.
Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть – знайте, что действуют бесы в сердце вашем. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.
Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним – знайте, что бесы действуют в сердце вашем.
Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.
Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.
Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем – знайте, что бесы живут в нем – оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их.
В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление – Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы. «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» (Псалом 61)... Вот где прибежище наше, вот где противоядие от того яда, который воспринимаем мы из окружающей нас среды.
Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда не будем мы игралищем бесов, тогда бесы, которые живут в каждом из нас с позором должны покинуть сердце наше».
Прав. Иоанн Кронштадский бесноватыми называл пьяниц, которые по сути находятся еще в худшем положении. Бесноватые не сознают, что делают, а пьяницы ума и свободы действий не лишены. Им он давал следующий совет:
"ищите усердно помощи у Спасителя и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви"
Злые, раздражительные, завистливые, гневливые люди тоже род беснующихся."Есть беснование скупых, алчных до денег, - отмечает прав.Иоанн Кронштадский, - которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду и из-за утраты их готовы наложить на себя руки и у которых демоны до того ожесточили сердце, что они не трогаются никаким - ни частным, ни общественным бедствием, которые, видя голодных, нагих, больных, искалеченных, проходят всякий день мимо и не дадут ни копейки, тогда как у них сокровищницы переполнены дарами Божиими. Не бешенство ли это, хотя подверженные ему спокойно ходят всякий день мимо несчастных и не считают того грехом?
Есть бешенство плотской страсти; одержимые им впадают в тоску и отчаяние, если не удовлетворяются их страсти, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения или - нередко - и на самоубийство. Чтобы не одолела эта или другие бешеные страсти, надобно обуздывать их в самом начале; когда они усиливаются, тогда крайне трудно совладеть с ними, да без содействия благодати и невозможно.
Есть еще мания картежная, когда люди спокойно проводят за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дела Божии не взирают, на душу свою, на спасение ее не обращают внимания, о покаянии и добродетели нимало не радеют.
Есть мания, или страсть, к зрелищам. Есть люди, которые наяву и во сне бредят театром, рукоплещут до усталости театральным знаменитостям, тогда как в церковь заходят только раз или два в год, и то для того, чтобы позевать.
Есть мания боязни, страха суетного, когда человек боится подобных себе или всего окружающего боится, всех подозревает в злых умыслах или вообще предполагает во всех недобрые мысли, намерения; мания брезгливости, когда считают нечистыми всех и все и десять или двадцать раз перемывают вещь, к которой прикоснулся сторонний человек.
Есть еще у людей мания, или беснование, которое боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия, вообще святыни: ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведешь - вырвутся и убегут или уклонятся под разными благовидными предлогами - такое бывает отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины Откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека.
Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, и душу, и уста сквернословов, замечаемое преимущественно в простом народе, и особенно между нижними военными чинами. Вот сколько разных видов беснования, или мании, в людях! Да еще и не все они тут, ибо греховное беснование имеет бесчисленные виды и гидра греха многоглава.
Чем врачеваться от этой нравственной болезни, чем спасаться от этого многоглавого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых и скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом. Сей род не исходит, токмо молитвой и постом, - говорит Господь (Мф. 17, 21).
Комментариев нет:
Отправить комментарий