16 янв. 2010 г.

Неделя 32-я по Пятидесятнице

Лк., 94 зач., XIX, 1-10: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Иерихон расположен на Севере Иудейской пустыни. Он имел много достопримечательностей. Ведь когда-то стены города пали от громких труб израильских воинов, проповедуя этим силу Божию, посланную по мольбам народа. У подножия холма Тель-ас-Султан находился источник пророка Елисея, по слову которого негодная для питья вода стала здоровой. К западу от Иерихона возвышалась гора Искушения (гора Каранталь), где Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Все эти места были благодатны, освящаемы Духом Святым и стопами богочеловека. Но это не означало, что город был свят, он был полон греха и соблазна, нуждаясь в своем исцелении. Ни в одном месте Евангелия вы не найдете описания тех светских учреждений, которые служили соблазном, развращали народ. Почему? Потому что Господь Иисус Христос был чужд всякого греха, «не метая бисер» понапрасну, Он приводил к вере любого человека, если в том теплилась искренняя любовь к Богу и людям. Приводил к вере через Свои добрые дела, через проповедь и служение людям. Мы видим Его чаще среди простого народа, в синагоге, в тех местах, где нужна Его помощь.

Иерихон же имел и другие «достопримечательности». В городе располагался зимний дворец – бывшая резиденция Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. Богатый дом Закхея также находился неподалеку от изысканно украшенного дворца, который ранее принадлежал сыну Ирода, Архелаю, свергнутому за свою жестокость римским императором. Все это говорит о том, что город был богат и привлекателен, тем паче как правители так и богатые люди, не жалели денег ни на какие увеселения. Во многих городах еще при Ироде Великом были настроены ипподромы и амфитеатры, введены некоторые языческие обычаи, римские и греческие игры, пиры с чисто языческими увеселениями. На похожем пиру, организованным другим сыном Ирода, Иродом Антипой, был обезглавлен славный пророк и Предтеча Иоанн Креститель. Вот именно в такой город, полный страстей, вступал Иисус Христос, и полный надежды еврейский народ, который всегда гнушался язычества (партия ревнителей закона, зелоты, даже как-то отказались принести из-за этого присягу в верноподданстве Ироду Великому), следовал за Христом на всем пути по Иерихону. Видя, что так тяжело подойти к Иисусу некий начальник мытарей, Закхей, забрался на смоковницу, чтобы только увидеть Того, о Котором говорит весь город. Находясь в ожидании, наверняка, он молился, сознавая свое недостоинство и желая оставить прежнюю жизнь, полную обмана, зла. Ведь Закхей был не просто мытарем, сборщиком податей, но начальником их, что требовало от него большой хитрости и холодности в отношениях с людьми. Богатство, нажитое неправедным путем, довлело над всеми другими страстями, в то время как совесть взывала: «Остановись!» И Закхей, этот очень богатый человек, остановился перед видом Христа. Видя такое расположение души, Иисус сказал ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».

Любое преображение души можно назвать чудом. Оно происходит с каждым, в сердце которого входит Христос. Да, и не чудо ли, что ничего не просящего, но только взглянувшего на Христа Закхея, снишла Божия благодать, и Господь Сам избрал его дом для посещения?

Какие же плоды принес Закхей по случаю посещения Христова? "Половину имения моего, Господи, - говорит он, - отдам нищим". «Видишь ли горячность? – вопрошает свт Феофилакт, - Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. Если кого чем обидел, он возвращает вчетверо, сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с Законом. Ибо Закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх. 22, 1). Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Поэтому, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за все, что приобрел неправдой, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле».

Комментариев нет:

Отправить комментарий