8 янв. 2010 г.

Неделя по Рождестве Христовом

Мф., 4 зач., II, 13-23: Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Воистину пришел Господь не праведников, но грешников спасти. Две местности, прославленные своим нечестием – Вавилон и Египет – среди первых после Израиля оказали честь Богомладенцу. Как отмечает свт. Феофилакт Болгарский, «от Вавилона Он принял поклонение через волхвов, а Египет освятил собственным присутствием». Но как младенцам, еще ничего не мыслящим, не дают твердой пищи, так и этим народам еще не пришло время просветиться светом Христовым. Воззвал Бог от Египта Сына Своего, чтобы сначала исполнить обетование, отклонить от заблуждений избранный народ и искупить грех каждого.

К тому времени все желавшие погубить младенца уже умерли, но почему праведный Иосиф испугался сына Ирода, Архелая, если прошло столько много времени, а правителем Галилеи, в которой раньше жило святое семейство, был брат Архелая, Ирод Антипа? Без сомнения, Иосиф понимал, что Мессия, Царь Иудейский, должен жить в Иудее, а не в языческом Назарете, о котором евреи говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?». Скорее всего, они уже переселились в Вифлеем, забрав свое небольшое имущество из Назарета. Об этом возвращении в Назарет после принесения Иисуса в Иерусалимский храм ради Его представления Богу на 40-ой день по рождении, сказано у евангелиста Луки. Кроме того, Вифлеем был хорошо знаком Иосифу, ведь он родился в этом городе, и пока подрастал младенец, зарабатывал на хлеб своим трудом, будучи ремесленником (плотником или столяром, каменщиком), пока не было повеления уйти в Египет. Когда же Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, сказал вернуться из Египта именно в землю Израилеву, Иосиф побоялся, что преследования Ирода мог вполне продолжить другой жестокий правитель, зная пророчества о Христе. Ведь возраст младенца, а Ему было около 4-х лет, выдал бы Иисуса, если бы они вернулись в Вифлеем, ведь несколько лет назад Ирод не оставил в живых никого от 2 лет и ниже во всем городе и его окрестностях.

К тому же, они вскоре узнали, что Архелай очень жестокий правитель. Когда он подавил бунт в Иерусалиме, то погибло около 3 тыс. человек, причем этот бунт произошел в Иерусалимском храме со стороны противников Ирода. После такого разгрома оставшимся в живых было сказано удалиться в родные края. Все это навевало страх. Иосиф недоумевал, как он сможет защитить Иисуса и Матерь Его, и получив во сне откровение, отправился в родной Назарет. А в 6-ом году по Рождестве Христовом римский император Август за жестокое обращение с подданными отправил Архелая в ссылку, его же владения – Самария, Иудея, включая Иерусалим, и Идумея - стали римской провинцией, так что сама собой отпала опасность и в Иудее. В это же время святое семейство жило на территории, подчиненной Ироду Антипе, правителю Галилеи и областей Заиорданья, «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». «Какой пророк говорил о сем? – вопрошает свт. Феофилакт и отвечает, - Этого не находим ныне, ибо по нерадению евреев и по причине частых пленений много пророческих книг погибло. Впрочем, может быть, это пророчество известно было иудеям и по преданию. Назорей значит «освященный». Поскольку Христос свят, то прилично называться и «Назореем», ибо «святым Израилевым» Господь называется у многих пророков». По мнению экзегетов, данное пророчество относится к месту книги пророка Исаии, где будущий Мессия назван незер ("отрасль") (Ис.11:1). Кто-то считает, что Иисуса Христа называли назореем, назарянином (Мк.1:24; Лк.4:34) потому, что Назарет был городом, в котором Он жил, но не потому, что дал обет назорейства. Иначе бы мы тут же увидели обличения со стороны книжников и фарисеев о том, что назорею нельзя прикасаться к мертвому телу, стричь волос, есть виноград и все крепкие напитки, но этих обличений не было, значит Иисуса называли назореем по святости Его дел и по названию города, в котором Он прожил до 30-летнего возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий