Мф., 1 зач., I, 1-25: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Евангельское повествование апостола Матфея, которое начинается с указания на род Иисуса Христа имело целью доказать, что именно праотцам нашим, Аврааму, Исааку, Иакову, Иуде, были даны обетования о том, что от них произойдет Спаситель мира. При этом возникает вопрос, почему род исчисляется от Иосифа, мужа Марии, когда Она зачала, при наитии на нее Духа Святаго? Причем же здесь род Иосифа? Но, видно, кто задает этот вопрос, не верит и в то, что Бог сотворил человека. Ведь Он – Творец вселенной дал жизнь человеку, дал ему гены, дал тело, дал дух. Что же удивительного в том, что Он оставил Деву в чистоте, дабы не коснулось ее ни малейшее плотское искушение, дав долгожданный веками плод? Не нужно заниматься совопросничеством, строя предположения, какие гены были у Христа. Те, которые дал Бог. Те, которые были из рода в род, иначе бы и не именовался Иисус сыном Давида. Господь Иисус Христос такой же человек, как и мы, но совершенный человек, поэтому не правы те, которые говорят, что плоть Его было иной, чем у нас, потому что Мария зачала от Духа Свята. Глубоко неверно сводить это таинство к смешению несмешиваемого. Дело Духа – животворить, созидать, но Он не имеет нужды в сотворении четвертого Лица, ибо Сам совершенен, не имеет нужды сливаться с материальным, ибо Он – Бог неслитный с человеческой природой, иначе бы плоть ограничила Его всемогущество. Было сотворено Семя, такое же чистое, как первый Адам, но могущее быть подверженному греху как Адам. Однако этого попущение к греху Христос не совершил силой Духа Своего. И с телом Бог Слово не слился, но соединился, оставаясь всемогущим и вездесущим.
Подтверждение этому чудному рождению находится в Еванелии: при перечислении всех родов говорится: «Иуда родил», «Иехония родил», так как от их семени рождалась новая жизнь. И такой была традиция – описывать родословие от мужа, но единственным исключением из правил, стало рождение Христа - «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». Отличием Христа от нас было лишь то, что Он оставался совершенным Богом. Пребывая со Отцем и Святым Духом в неразрывном единстве, Он соединился неслитно с человеческой плотью. И это неслитное соединение дало возможность спасти весь человеческий род, ибо теперь не осталось никого, кто бы мог оправдывать свой грех тем, что, как слабый человек, не может перестать грешить, не может спастись. Бог, получив такую же, как у нас, плоть, согласовал ее полно и совершенно с волей Своей, так что плоть за всю жизнь Христа так и не возымела не единого греха.
О знаменитом роде Авраамовом и Давидовом так не скажешь. Хоть многие праведники достигли святости, но много ужасных и скверных грехов было совершено другими потомками. Об этом Библия не утаивает, но наоборот, полно изъясняет в доказательство того, что в грех может пасть каждый, но спасти может только Бог. Грешил и сам Давид, но каялся. Вспомним знаменитый 50-ый псалом «Помилуй мя Боже», который стал неотъемлемой частью богослужения за силу тех покаянных чувств, которые были излиты в этом псалме и полностью изменили жизнь пророка. Грешил его сын, премудрый Соломон, но тоже покаялся, сказав на все, что смущало и отвращало сердце его от Бога: «суета сует». Его покаянные слезы также исправили жизнь, так что он причислен к святым. Были благочестивые цари, например Иоафам. В Библии сказано: “И делал он угодное в очах Господних” (2Пар.27:2). За то, что он ходил путем Господним, в его имя добавили букву "а", которая обозначала что человек особо отличился перед Богом. Однако сын его, Ахаз, «не делал угодного в очах Господа Бога своего” (4Цар.16:2). То же можно сказать о всех предках наших, но упомянуто о них в назидание и, в то же время, в оправдание того, что Иисус должен был родиться особым образом.
Этого образа не понимал даже праведный Иосиф, но по доброте своего сердца, он не решился даже провозгласить о том, что Мария беременна не от него, ведь тогда по закону она должна была быть побита камнями. Он, подозревая ее в каком-то невольном грехе, желал отпустить ее тайно, но «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Вот оно несказанное и неописуемое таинство разъяснено праведному мужу во избежание всякой клеветы на Святую святых: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Приняв во чреве, а не иным образом, Сына, Она и родила его затем таким же образом, оставшись Девой. Как свет проходит через стекло, не повреждая его, так и Сын Божий родился, сохранив неврежденной плоть Матери. Кто велий, яко Бог наш! Как чудно это рождение и, кажется, немыслимо для осуществления! Бог, даже вид Которого ослеплял пророка Моисея, так что тот беседовал с Ним, надевая на главу плат, не ослепил, не опалил, но отобразил в Пречистой Деве всю славу Святой Троицы. Ибо Христос, истинный Бог наш, как отмечает свт. Григорий Богослов, есть образ Отца, Слово Божие. Дух же Святой есть Свет Божественной истины, воссиявшей в Сыне. Наитием на Деву Марию, Он дал ей новую жизнь во Христе, ведь Дух Святый есть личное выражение жизни, есть слава Божественной любви и гармонии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий