23 янв. 2010 г.

Неделя по Богоявлении

Мф., 8 зач., IV, 12-17: Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Предварив свой новый путь служения 40-дневным постом, Иисус навсегда оставил свое место жительство в Назарете. О Его личном решении говорят слова: «пришел и поселился в Капернауме приморском», чтоб никто не сказал, что это решение было принято Его матерью или кем-то другим. Конечно, Иисус возвратился в Назарет, чтоб забрать с Собой Пречистую Матерь, ибо любил Ее как Бог любит верных чад Своих и как сын почитает родителей своих, и Дева Мария была предана Ему во всем, почитая и любя как Бога и сына. Исполняя же все пророчества, Иисус исполнил и это: «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет», но исполнил не ради буквы, потому что так написано, а ради любви, которой издавна пронизал жизнь людей, дав им обетование о спасении. Все пророчества были написаны Духом Святым через пророков, поэтому, что изначально Бог преподал людям в словах Священного Писания, Сам и исполнил.

Настало время просвещения языческих народов. Началось оно с пределов Завулоновых и Неффалимовых. Почему? Земля Завулонова пользовалась особым благословением, ибо Назарет, просвещенный местом жительства Христа и Его родителей, был расположен в пределах Завулона. Близлежащий город Капернаум, находясь на пути приморском, за Иорданом, был хорошим убежищем, ведь Иоанн был отдан под стражу, а это означало, что преследования могли коснуться и Христа. С другой стороны, Ирод Антипа, заключивший Иоанна в темницу, был правителем Галилеи, городами которой были и Назарет, и Капернаум. Это означает, что для Господа самой важной причиной переселения – было просвещение людей светом веры, проповедь среди язычников. Ведь народ, уже просвещенный проповедью Иоанна Крестителя уже был готов принять учение о Царствии Божием от Самого Бога. Недаром в Евангелии большинство чудес совершалось не в Назарете, в котором Иисус прожил большую часть жизни, а в других городах.

Итак, Иисус поселился в Капернауме, что значит «дом утешения», ибо воистину этому городу пришло великое утешение. Капернаум называют еще домом пророка Наума, расположенным на перекрестке торговых путей. Во времена Римской имеперии в этом городе стоял римский гарнизон. Сотник этого гарнизона, перешедший в иудейство, построил большую синагогу, в которой Иисус читал проповеди. Здесь же была мытница - место сбора податей, откуда был призван на апостольство мытарь Матфей.

Первых же учеников – простых рыбаков - Господь призвал близ моря Галилейского. И в этом отношении становится понятным смысл избрания Завулона. Еще праотец Моисей в своем последнем благословении говорил о колене Завулоновом, как о людях имеющих морскую профессию, связанную с местом их жительства. Через тяжелый труд рыболовства, эти люди в духовном плане должны были научиться бороться с волнами житейского моря, возлагать упование на Бога в любой опасности на море, оставаясь простыми и честными людьми. Именно о двух сыновьях праотца Иакова, Завулоне и Неффалиме, говорится, что они повернули ход сражения, рискуя своими собственными жизнями, в отличие от других, не взяв денег за свою службу.

О Неффалиме известно как о красноречивом человеке, который мог подбодрить унылых и утешить опечаленных. “Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его” (Вт 33:23). Несомненно, такого положения должен желать каждый человек — "быть исполненным благословений". Хотя после завоевания Земли Обетованной, это колено заняло самую северную часть её, вследствие чего более других поддавалось иноземным, языческим влияниям, но все же именно эти два предела избрал Господь для Своей проповеди и для призвания апостолов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий