4 янв. 2010 г.

Рождество Христово

Мф., 3 зач., II, 1-12: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Пришло время исполнению пророчеств, возвещавших о рождении Вождя, который упасет израильский народ, т.е. не просто будет пасти его как стадо, а упасет, значит, спасет, сохранит, убережет, погибающий в грехах народ, но по сравнению с язычниками, все же хранящий веру отцов. За это хранение веры израильский народ стал избранным, но когда веру приняли другие, то все те, кто поверил во Христа, также стали богоизбранными. Как волхвов призвал Бог найти место рождения Христа, только за их желание найти Истинного Царя, Спасителя, не претендуя ни на какие почетные звания и подарки за столь невиданное открытие, так Господь может призвать каждого человека за его доброе сердце. Господь не смотрит на то, кем был человек до веры – магом, шутом, прелюбодеем, убийцей, - если в человеке была хоть капля любви, она при встрече со Христом, при познании истинной веры, разрастается в море любви. Так, Савл, гонящий христиан и наблюдавший за убиением архидиакона Стефана, стал первоверховным апостолом Павлом. Так, Мария Египетская стала преподобной. В каждом уголке мира можно найти человека, ведущего пагубную жизнь, но узнавшего добро и изменившего себя до человека праведной жизни.

Кто же были волхвы и кем они стали? Существуют разные точки зрения. Одни говорят, что волхвы – настоящие маги, чародеи, языческие жрецы, другие – звездочеты, астрологи или астрономы, но точного описания их жизни дать никто не может, потому что ясно одно – они не оставили Ироду и другим людям точных сведений о себе. Известны имена, известно, что из восточных стран, но кто именно и откуда? Лучших сведений, как из первоисточника не найдешь, а в нем сказано – это были маги. Слово «маги» имеет общий для индоевропейских языков корень, обладающий тем же значением, что и однокоренное русское слово «могучий», потому магами могли называться люди, достигшие высот в языческих религиозных практиках; зороастрийские жрецы, практиковавшие астрологию и князья, то есть знатные, могучие люди. По европейскому поверью волхвы были царями. В любом случае, волхвы были людьми не только почетного звания, но и мудрецами. Священное Предание также говорит о том, что после поклонения Иисусу маги оставили астрологию. Что же заставило их оставить свое искусство?

Чудеса сопровождали их с самого начала пути. Увидев у себя на родине внезапно появившуюся звезду на небосклоне, они высчитали, что ее появление связано с рождением Царя Израильского, знание некоторых пророчеств также указывало на скорое исполнение обетования, к тому же среди зороастрийцев было распространено ожидание пришествия Саошианта, своего рода Мессии. Зороастрийцы верили в единого Бога и считали, что души людей после смерти судятся не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что дало возможность магам признать в иудейском Царе Спасителя. Даже, если не принять во внимание данное верование, то можно отметить, что персам и халдеям была хорошо знакома книга пророка Даниила, а вот о пророчестве Михея, указанного первосвященниками они не знали. Если у пророка Даниила сказано о том, как исчислить время пришествия Мессии: «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины», то у пророка Михея сказано о месте рождения Христа.

Именно поэтому волхвы взяли с собой в дорогу дары осознанно: золото — как символ мессианской власти, фимиам — как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойников готовили к погребению, веря в общую загробную жизнь и спасение душ через те дела, которые покажет Мессия. Волхвы отправились в Иерусалим, т.е. в тот город, в котором мог родиться земной Царь, Спаситель, и спрашивали, где же чудный Младенец, думая, что всем уже известно о нем. Такие же чаяния имел и весь народ израильский, считая, что Мессия должен родиться или в царских чертогах, или стать настоящим земным царем. Но Господь избрал для себя убогие ясли, а та звезда, которую волхвы увидели на востоке, после удостоверения магов в словах Священного Писания из уст первосвященников и книжников, указывающих на Вифлеем, стала сама показывать им дальнейший путь, вплоть до самой пещеры. Конечно, именно с этого момента маги познали, что это не обычная звезда, а небесная сила. Как говорят, святые отцы, под видом Вифлеемской звезды действовала «божественная и ангельская сила», подобная огненному столбу, ведшему Израиль при выходе из Египта. Образ же звезды помог привести волхвов тем способом, который они считали истинным в познании, подобно как Иисус привлек к вере рыбака Петра, изумив его множеством пойманных рыб.

Увидев Христа, они увидели Бога. Тот смысл, о котором они догадывались лишь, исходя из своей веры, открылся им в подлинном виде. Потому Христос принял их дары: золото — как дар Царю, ладан — как знак божественного достоинства, и смирну – как знак будущей искупительной смерти, но при этом послал Ангелов Своих, которые вскоре явились магам во сне и сказали, чтобы те шли обратно к себе, но не той же дорогой, которой пришли. Это означало, что никто уже не должен был толковать ничью судьбу по небу. От Ирода волхвам бежать не было необходимости, поскольку тот и не преследовал их, и не знал, как сюда добрались, поэтому иная дорога означала иной жизненный путь, хотя, конечно, и Христа избавила от преследований Ирода. Ирод боялся не только своего свержения с царства, но и слов пророческих «по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет». Волхвы же спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и, согласно западному преданию, сделались епископами. Известно, что на своей родине они строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом, а впоследствии приняли мученическую смерть. Это означает, что волхвы стали христианами сразу после крестной смерти Христа.

Дары волхвов, как свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, сейчас они находятся в монастыре св. Павла на Афоне.

Золото представлено в виде трех десятков небольших многоугольных пластин с искусным орнаментом, семь десятков небольших, скатанных шариков - есть ладан и смирна. Мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, сейчас они находятся в Кельнском Соборе в Германии. В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, но их почитание ведется с давних времен. А младенец Христос всегда находится с нами, когда в наших сердцах рождается добро, теплится любовь к истинному Богу и обильно дарится всем людям. «Великий Царь» уже родился! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение, ибо Христос родился для спасения душ наших!

Песнопение "Появились над вертепом Ангелы"

Комментариев нет:

Отправить комментарий