17 янв. 2010 г.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Мф., 6 зач., III, 13-17: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Исполняя все предреченное, даруя все обетованное, очищая все нечистое, Господь наш Иисус Христос входит в воды Иорданские, чтоб возвестить доселе неизвестную истину. И эта истина есть правда для каждого, по сей день крестящегося во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Именно со дня Крещения Господня отверзлось небо для того, чтобы открыть тайну Святой Троицы. Бог Отец глаголал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»; Бог Сын смиренно принял крещение как путь восхождения на крест: сначала через открытую проповедь и добрые дела, затем через поношенья и страдания; Бог Дух Святой сошел с небес, почив в Сыне, как всегда, но теперь явно и видимо для всех. В этом смысле св. Иоанн Дамаскин отмечает: «Святой Дух - это сущностная сила, созерцаемая в своей собственной, особой Ипостаси, которая исходит от Отца и почиет в Слове». Дух Святой возвестил разрешение грехов, явившись как голубь, но не в виде самого настоящего голубя, а лишь напоминая о той голубице, которая возвестила Ною прекращение потопа, принеся масличный сучец. Тогда голубица принесла плод земли, здесь же Дух Святой принес Собой милость Бога нашего. Недаром Крещение Господне называется Богоявлением, или по-церковнославянски Просвещением. Бог явил Себя в трех Лицах, просветив светом истины каждого. То, что раньше не было открыто людям Ветхого Завета по их неготовности к восприятию сей тайны, теперь открылось ясно и явственно.

Святитель Григорий Богослов говорит об этом так: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было прежде, нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедать Сына, и прежде, нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом, и подвергать опасности утратить последние силы, как бывало с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремлять на солнечный свет».

Крещение, которое было положено Иоанном Крестителем для очищения грехов и подготовки к принятию Мессии, казалось бы не было нужно Самому чистому и безгрешному Спасителю, но Иисус принял его, не только освятив все водное естество, но омыв им народ Божий, как мать омывает дитя от всякой грязи. Причем сказано, что во время Крещения Иордан «возвратися вспять». Мало того, что Иордан впадал в Тивериадское озеро, которое являлось самым большим естественным водохранилищем, а затем в Мертвое море, вопиющего к небу о содомских грехах, Иордан возвратился назад, достигнув и вышележащих областей, т.е. языческих народов. Одна река, являющаяся источником Иордана, берет начало на территории нынешнего Ливана, вторая – в Кесарии Филипповой, имевшей источник и храм, посвященный языческому Богу. Возвратив к вере отступивших от веры, показав через крещение очищение от греха при искреннем покаянии человека, Господь показал, что любой грех прощается в таинстве крещения, являясь символом возрождения к новой жизни.

Как раньше обрезание было заповедано осуществлять каждому, кто считал себя принадлежащим к богоизбранному народу, так теперь Крещение заменило данный обряд. Оно уже не требовало пролития крови, потому что Сам Христос принес Себя в жертву, но требовало единого – веры в Святую Троицу и покаяние. Отныне Крещение стали называть дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий